Choosing a deck 2
Home ] Up ] Personal Pages ] Links ] Articles ]

 

ЭЛЕКТРОНИКА

 

12.    Подстройка скорости ЛПМ

 

Вообще говоря, вынесенная на переднюю панель регулировка скорости ЛПМ (обычно в пределах +/-6% от номинала) изначально задумывалась как средство для адаптации к фонограммам, по той или иной причине записанным с неправильной скоростью. Как такое может случиться? За примерами далеко ходить не надо. Один из мох близких друзей, например, писал на своем Teac’е годами, плевать хотел на профилактику пока не заметил, что кассеты, записанные давным-давно стали играть как-то подозрительно «заторможенно». Попросил посмотреть. Оказалось, что отклонение скорости от номинала составляет -3.5%! Я его спрашиваю: и как давно тебя стало это ощущение мучить? Говорит, с полгода! Я спрашиваю: и сколь ж ты за это время кассет записал??? Ответ: штук 70. Вот те и раз! 70 штук, в общем-то, прекрасно записанных кассет, которые на деках с  нормальной скоростью будут звучать убыстренно! Однако самое время вернуться к регулировке скорости. В случае наличия таковой центральное, контрящееся положение отвечает нормальной скорости (и, в свою очередь, корректируется потенциометром, находящимся внутри аппарата), а вправо-влево – соответственно, быстрее-медленнее в указанных пределах. Однако в непрямоприводных деках даже выставленная скорость имеет тенденцию дрейфовать, т.е. стало быть, центральное положение также периодически «уплывает». Именно поэтому наличие эталонной кассеты для выставления скорости вкупе с удобно доступной ручкой для регулировки последней позволяет оперативно и точно контролировать флуктуации скорости без утомительного изъятия аппарата из стойки, «вскрытия» корпуса и возни с не всегда хорошо доступным потенциометром, где еще, кроме всего прочего, может и током ебнуть.

 

Подстройка скорости              

 

есть        1

нет          0

 

13.    Отклонения скорости от номинала

 

В деках высокого качества отклонения скорости лентопротяга от номинала в начале и конце кассеты должны стремиться к нулю. Если же имеют место флуктуации, то, вполне возможно, это – вестник грядущих проблем.

 

Модуль разности скоростей в начале и конце кассеты

 

S ~ 0%                    2

S £ 0.3% 1

0.3% < S £ 0.5%                0

S > 0.5% -5

S > 1%                    -10

 

14.    Быстрота выхода из паузы

 

Быстротой выхода из паузы называется время, в течение которого скорость протяжения ленты из состояния покоя достигает своего номинального значения. На чем эта величина сказывается, полагаю, подробно объяснять нет необходимости. На сшивках, монтаже, «ловле» нужных моментов и т.д.

 

Выход из паузы  

 

T £ 150 мс                             1

150 мс < T £ 350 мс           0

T > 350 мс                             -1

 

15.    Качество выхода из/постановки на паузы

 

Этот аспект кассетной деки важен как при записи с данной деки (куда-то еще), так и при записи на нее саму (что еще важнее) и тесно перекликается с предыдущим. Постановка на/снятие с паузы должно происходить

а) без остаточного призвука (послезвучия) «вьють» и

б) не оставлять на ленте паразитных щелчков и «вздохов».

 

Успешность решения этой задачи во многом определяется конструкцией и настройкой ЛПМ. Если, скажем, принимающая втулка имеет момент подмотки больше, чем требуется, или фрикцион «отрывается» от нее неодновременно с прижимными роликами (которые отрываются от ленты, прерывая ее протяг) то, как правило, достаточно хорошо слышимый «вьють» неизбежен. Щелчки в записи при снятии с паузы (например, при сшивке фрагментов или «дописке» материала) могут возникать, например, от того, что при постановке на паузу реле, регулирующее режим работы УЗ, временно отключается, а при снятии снова включается. На мой взгляд, самым удобным решением является возможность мгновенного перехода в режим записи непосредственно из режима воспроизведения (без необходимости действия через останов). Так называемый punch-in. При определенной ловкости этот режим обеспечивает возможность «бесшовной» сшивки двух «оборванных» фрагментов. Во времена, когда я был «писарем» кассет, а фирменные пластинки в домашней коллекции были непозволительной роскошью (стоили порядка 60-70 рублей! при среднемесячной зарплате в 150) мне приходилось брать их пачками у спекулянтов напрокат за 5 рублей в сутки (точнее за ночь) и, вытаращив глаза, записывать на Вильме «как ляжет» на имевшиеся свободные стороны и места на кассетах. Иногда, даже несмотря на старательный расчет, песни не влезали и обрывались на ракорде за 10-30 секунд до окончания. Ну, то ли скорость малость «гуляла», то ли в некоторые кассеты чуть «недокладывали» пленки… Тогда, при жутком лимите времени, их конец (а не сами песни!) приходилось в темпе перезаписывать начиная с последней минуты (так чтобы оставить запас для сшивки) на первое попавшееся свободное место, а впоследствии, при записи этого самого альбома кому-либо за денежку, виртуозно сшивать «начало» и «конец» непоместившейся у меня самого в оригинале целиком песни. Надо сказать, что со временем я достиг в этом деле такого совершенства, что даже полностью отпала необходимость выдвигать периодические оправдания из серии «Ты знаешь, там в одном месте немножко скачет игла. Ну, такая уж пластинка была…»

 

Punch-in

 

есть        1

нет          0

 

Качество паузы  

 

ни послезвучий, ни щелчков                2

только щелчок                                     0

только послезвучие                         -1

и послезвучие, и щелчок                  -2

 

16.    Регулировка выходного уровня

 

Очень полезная и удобная вещь. Особенно при работе с усилителями с дискретной регуляцией громкости. Выставил на усилителе некоторое удобное для работы со всеми источниками значение и не трогаешь его. Считайте просто, что у Вас есть второй регулятор громкости. Возможность регулирования выходного уровня также крайне полезна при сравнении сигнала источника с записью. Например, уровень выходного сигнала с ПКД составляет порядка 2В, а выход с большинства дек лежит в пределах 0.5 – 1В. Если оставить в покое сквозной канал и переключаться от источника к записи непосредственно на усилителе, то разница в уровнях составит 6-12дБ, что абсолютно неприемлемо – для корректного сравнения уровни должны совпадать с точностью до 1-2 дБ. Для чего и пригодится регулировка выходного уровня. Кроме того, эта регулировка крайне сподручна при желании сравнить звучание виниловой пластинки с ее цифровой копией (т.е. ПКД). Разница в (средних) уровнях сигнала винила и КД достигает еще больших значений (порядка 20дБ) и производить непосредственное выравнивание уровней громкости непосредственно на усилителе не представляется возможным (уж удобным так точно). В качестве необходимого аттенюатора или доп-усилителя (в зависимости от того, сигнал с какого устройства прогнать через сквозной канал деки) прекрасно подходит регулятор выходного уровня деки при переключении последней в режим «источник».

 

Регулятор выходного уровня                  

 

есть, поканальный                2

есть, общий                          1

нет                                          0

 

17.    Регулировка уровня записи

 

Регулировка уровня записи осуществляется одним из трех возможных способов:

·         два раздельных регулятора на левый и правый каналы

·         один общий регулятор уровня (мастер-регулятор), сопровождаемый регулятором балансировки между каналами или

·         один мастер-регулятор и два отдельных, «привязанных» к нему регулятора на каждый канал (т.е. если мастер стоит на полном минусе, то, как поканальные ни крути, уровня не видать, и, соответственно, наоборот)

 

Наиболее эффективным вариантом является последний в списке, поскольку позволяет синхронную регуляцию единожды сбалансированного уровня сразу в обоих каналах. Особенно при записи винила, общий уровень сигнала с которого, оставаясь в целом сбалансированным по каналам, часто плавно снижается по мере приближения к центру пластинки. Второй вариант очень похож на третий, но при его реализации частенько используются регуляторы баланса с очень грубым ходом.

 

Регулятор уровня записи    

 

мастер и поканальный                2

мастер и баланс                  1

раздельный                          0

 

18.    Неточность регуляторов уровня записи

 

В этом небольшом пункте речь пойдет о, казалось бы, пустяке. Однако это не так. Любые регуляторы уровня, к которым относятся и регуляторы уровня записи, имеют возле себя условную шкалу единиц (либо одну общую, либо две идентичных), основным назначением которой является помощь (носящая характер всегда присутствующих, в отличие от сигнала, визуальных «меток») при выставлении или коррекции уровня записи. От идеального тандема «регуляторы-шкала» требуется одно: чтобы при указании на одну и ту же метку, разница в значениях действительного уровня, обеспечиваемого каждым из регуляторов, равнялась нулю, т.е. иными словами, чтобы не было меточно-уровневого разбаланса.

 

Неточность

 

D ~ 0дБ                  2

D £ 1дБ                  1

1дБ < D  £ 2дБ                0

D > 2дБ                  -1

 

19.    Индикаторы

 

Индикаторы уровня (а точнее, система индикаторов) являются одним из важнейших элементов любой кассетной деки, а потому и требования к ним предъявляются соответствующие. Идеальный индикатор должен быть

·         безынерционным

·         обладать высокой реакционностью (время реакции <30мс)

·         отсутствием проскока

·         обладать достаточным временем релаксации или задемпфированностью (для лучшего распознавания сигнальных пиков)

·         обеспечивать работу в области –40 - +10 дБ

·         обладать как можно большим разрешением (до 1 дБ) во всем рабочем диапазоне и особенно возле 0дБ

·         позволять работу как в режиме peak, так и VU, и peak hold

·         давать одни и те же показания во всем диапазоне частот (часто бывает так, что при одном и том же уровне сигнала 1К отражается индикатором как 0дБ, а уже на 10К уходит под –20дБ, не говоря уже про более высокие частоты)

·         давать одни и те же показания во всем диапазоне уровней (нередки случаи, когда на одной и той же частоте, скажем, 1К при реальном уровне записи 0дБ левый и правый каналы отражаются индикатором именно как 0дБ, а уже при +3дБ – как +4 и +3 соответственно)

 

Ну, и конечно индикаторы должны быть наглядными и различимыми даже с расстояния.

 

Тип                                        

 

флуоресцентные                                2

светодиодные                      1

стрелочные                          0

 

Количество сегментов на канал

 

> 50                                         2

20 - 50                                     1

10 - 19 или стрелочные                0

< 10                                         -1

 

Реакционность   

 

R £ 1мс                                  3

1мс < R £ 30мс                     2

30мс < R £ 100 мс           1

100 мс < R £ 200мс     0

R > 200 мс                             -1

 

Время релаксации

 

(пока четких данных нет)

 

Диапазон                             

 

-40 - +10                 2

-40 - +7                                   1

-40 - +5   или стрелочные                0

хуже                                       -1

 

Разрешение около 0дБ             

 

1дБ                          1

хуже                       0

 

Поддерживаемые режимы                            

 

peak, peak hold, VU          4

peak, VU                                3

peak, peak hold                    2

peak                                        1

VU                                          0

 

Диапазон постоянства показаний

 

20Гц – 20К                2

50Гц – 10K                1

100Гц – 5K                0

 

Разбалансировка

 

0дБ          2

0.5дБ       1

1дБ          0

>1дБ       -1

 

20.    Выходное напряжение/импеданс

 

(пока четких данных нет)

 

21.    АЧХ воспроизведения для обоих типов коррекции

 

В идеале все усилители воспроизведения должны создаваться в строгом соответствии с нормами МЭК. По-простому, это означает, что при воспроизведении на деке, оснащенной разработанным в соответствии с этими нормами УВ (и, разумеется, правильно выставленным азимутом ГВ) эталонной кассеты для проверки АЧХ УВ (с записью последовательности чистых тонов от 31.5Гц до 20кГц при –20дБ), экстраполируемая по этим дискретным точкам АЧХ будет иметь вид прямой линии с неоднородностью +/-0.5дБ. Всего делов-то. Однако международным нормам следует совершенно мизерное количество производителей – в самом деле, им-то эта совместимость зачем?! Их задачей-минимум является обеспечение приемлемого качества звучания на ИХ деке фонограммы, сделанной не где-нибудь еще, а на ИХ же деке! И плевать они хотели, в общем-то, на стандарты! В принципе их можно понять – для удовлетворения нормам МЭК всякая, абы какая, подешевше ГВ не подойдет. А разработка собственных хороших головок в бюджете НИОКРа, увы, не предусмотрена. Значит, надо закупать «на стороне» и «подгонять» под них свой УВ. Поэтому нечего удивляться, если Ваша дека даже при идеальной подгонке азимута под ту или иную запись воспроизводит «чужие» кассеты как-то, мягко говоря, странно. Хорошо еще, если в АЧХ УВ предусмотрена корректировка (как правило, лишь «присутственной» зоны в районе 10К), что, правда, панацеей все равно не является. Таким образом, приходим к необходимости «поинтересоваться» формой АЧХ УВ при обоих типах коррекции (т.е. на 120 и 70 мкс). Уверен, Вас ждут сюрпризы! Идеальная дека при воспроизведении эталонной кассеты должна иметь идеально ровную АЧХ, неотличимую от прямой горизонтальной линии. Большинство же дек в мире (заметьте, БОЛЬШИНСТВО!) при воспроизведении эталонной кассеты, рекомендованной МЭК, обнаруживает спад по ВЧ, начинающийся приблизительно на 13К в лучшем случае или на 8-9К в худшем, который, правда, в обоих случаях оказывается одинаково немилосердным в зоне 15-16К, где его величина обычно достигает –5 - –6дБ. Как я уже как-то говорил, фирма Накамичи тоже не придерживалась рекомендаций МЭК в этом отношении, хотя ее «взаимоотношения» с рекомендациями МЭК были существенно «ровнее», а именно почти в два раза лучше, чем у всех остальных – спад при воспроизведении эталонной кассеты МЭК начинается с 13К и к 20К(!) достигает лишь –3 - –4дБ. В этой связи необходимо отметить, что получить качественную ЗАПИСЬ гораздо проще, чем добиться качественного ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ этой самой записи. Вот, в частности, почему люди испытывают своего рода шок, когда ставят свои сделанные Бог знает на чем записи на Накамичи. Их посредственные деки были в состоянии сделать неплохую запись, но «донести» это качество до ушей слушатели они были не в состоянии. Поэтому это неведомое слушателю качество так и хранилось невостребованным на ленте годами, а слушатель все эти годы искренне полагал, что записи у него немногим лучше, чем посредственные. Вот почему у людей отвисает челюсть, когда они слышат со своих замусоленных кассет вдруг неизвестно откуда появившийся глубокий бас, которого, как им казалось, там и в помине не было. Или приятный четкий «верх», который на их деках сливался в ВЧ-кашу. Разумеется, не стоит думать, что сказанное применимо к любой деке, что все они хорошо пишут, но не могут воспроизводить. Нет, это далеко не всегда так. Но таких примеров предостаточно.

 

Неоднородность АЧХ воспроизведения (20Гц – 20К)

 

120 мкс 

 

в пределах +/-1дБ                5

от +/-1 до +/-3дБ                  0

от +/-3дБ до +/-5дБ          -5

хуже +/-5дБ                           -10

 

70 мкс

 

в пределах +/-1дБ                5

от +/-1 до +/-3дБ                  0

от +/-3дБ до +/-5дБ          -5

хуже +/-5дБ                           -10

 

Возможность корректировки АЧХ воспроизведения                                

 

да            1

нет          0

 

22.    Входной импеданс/чувствительность

 

Больший входной импеданс, понятно, обеспечивает большее сопротивление сигналу на входе, чем меньший. Здесь следует соблюдать здравомыслие и не делать его слишком большим или слишком маленьким. Чувствительность же лишней не бывает. Нормальный импеданс лежит в пределах 40-100кОм. Нормальная чувствительность – в пределах 100-200мВ.

 

Входной импеданс                             

 

в норме                                 0

слишком высокий                -1

слишком низкий                 -2

 

23.    Сквозной канал

 

Никакими особенными нюансами эта тема не отличается – иметь сквозной канал всегда лучше, чем не иметь. Одно замечание, правда, все же следует сделать: не все деки, имеющие три головки (даже если они все раздельные) оснащены возможностью мониторинга записи в режиме реального времени, т.е. сквозным каналом. Таких дек немного, но они есть (например, Bang & Olufsen Beocord 9000, Nakamichi 481). Хотя с точки зрения удобства пользования такие деки как бы ничем не отличаются от двухголовых, в действительности, благодаря наличию отдельной, специализированной (узкозазорной) головки воспроизведения (вместо относительно широкозазорной «компромиссной» универсальной) такие деки обладают определенными преимуществами в качестве звучания перед своими двуглавыми собратьями. В частности, АЧХ воспроизведения у них может быть заметно лучше.

 

Сквозной канал  

 

есть, три раздельных головки                 3

есть, сэндвич                                       2

нет, три раздельных головки 1

нет                                                          0

 

24.    АЧХ записи для всех типов ленты, волнистость на басах

 

Как бы там ни был исполнен АЧХ УВ – в соответствии ли с нормами МЭК или нет – АЧХ УЗ на всех типах ленты на данной конкретной деке все равно должна выглядеть ровной и плоской как доска. Уже хотя бы для того, чтобы на этой самой деке можно было писать и не морщиться. То, что запись, сделанная на этой деке может как-то не так звучать на другой – это уже другой вопрос. Нас же в данном случае интересует «отношение» аппарата «к самому себе». Еще раз повторюсь и скажу, что АЧХ УЗ на всех стандартных типах ленты должна простираться ровно и плоско от 20Гц до 20кГц (если, конечно, УВ с ГВ позволяют это наблюдать!) имея при этом минимальную «волнистость» в басовой области спектра. Что за «волнистость» такая и откуда она берется? Волнистость эта обычно простирается «вниз» от 100 до 20Гц (если, конечно, раньше не наступает «обрез» НЧ где-то так в районе 40-50Гц) и выражается в «волнообразной» форме АЧХ (при этом «гребни волн» могут достигать в высоту 5дБ в ту или другую сторону) и обусловлена не вполне удачной конструкцией сердечника ГВ. В головках с такими сердечниками возникает сильная интерференция между длиной волны записанного сигнала и размерами зоны контакта головки с лентой. Другим распространенным случаем является «задир» нижней середины и баса (от 500Гц и ниже), который в районе 40Гц может достигать +5дБ. Как обрез баса, так и его задир, как правило, являются огрехами УЗ.

 

Неоднородность АЧХ записи при –20дБ (20Гц – 20К)

 

Тип 1                     

 

в пределах +/-1дБ                5

от +/-1 до +/-3дБ                  0

от +/-3дБ до +/-5дБ          -5

хуже +/-5дБ                           -10

 

Тип 2

 

в пределах +/-1дБ                5

от +/-1 до +/-3дБ                  0

от +/-3дБ до +/-5дБ          -5

хуже +/-5дБ                           -10

 

Тип 4

 

в пределах +/-1дБ                5

от +/-1 до +/-3дБ                  0

от +/-3дБ до +/-5дБ          -5

хуже +/-5дБ                           -10

 

Обрез баса (т.е. когда разница между 1К и 40Гц превышает 4-5дБ)

 

нет          0

есть        -5

 

Задир баса (т.е. когда разница между 40Гц и 1К превышает 4-5дБ)

 

нет          0

есть        -5

 

Волнистость                        

 

нет                                          1

есть, W £ +/-2дБ                  0

есть, W > +/-2дБ                  -1

 

25.    Встроенные генераторы и калибраторы

 

Крайне удобная и полезная вещь во всех отношениях - может пригодиться не только при настройке деки на конкретную ленту. Первое, что стоит запомнить, это то, что дека с калибратором, даже автоматическим и «кривоватым», всегда лучше, чем оная без такового. Хотя, конечно, предпочтительнее всего полностью ручной, двухчастотный, поканальный калибратор. Автокалибраторы бывают как двух- так и трех- и даже четырехчастотными. При этом получить опорные сигналы на выходе деки для применения их для каких-либо иных целей нельзя. Автокалибраторы также хорошо известны как системы A.B.L.E. или Automatic Bias-Level-Equalization, A.T.R.S. – Automatic Tape Response System, B.E.S.T. – Bias-Equalization-Sensitivity of Tape и пр. Автокалибраторы применяются не только в трехголовых аппаратах, но даже и в двухголовых. Если в первом случае дека имеет возможность сразу же «прослушивать» пишущийся опорный сигнал, измерять его и корректировать параметры записи соответственно данным измерений прямо «на ходу», то в последнем эта операция осуществляется путем «запись сигнала-перемотка назад-воспроизведение записанного фрагмента-оценка «услышанного»-коррекция параметров-при необходимости снова запись-и т.д.» Все системы работают по одному и тому же принципу сравнения уровней записываемого и записанного сигналов по отношению к некоторому опорному уровню. Скажем, в деках, использующих двухчастотные автокалибраторы, на ленту сначала записывается чистый тон 400Гц или 1кГц при уровне –20дБ. Далее, в зависимости от сложности калибратора, амплитуда записанного тона может быть просто временно запомнена «какая есть» для дальнейших нужд, а может быть сначала «подогнана» под «правильное», опорное значение и лишь после этого запомнена. Далее осуществляется пробная запись опорного ВЧ сигнала при том же уровне (обычно это 10, чаще всего 12.5 или, в особых случаях, 15К) и опять производится сравнение амплитуды записанного сигнала, но уже с уровнем 1К, значение которого хранится в памяти. После этого производится подгонка уровня ВЧ-сигнала к уровню НЧ-сигнала, на чем калибровка и заканчивается, обеспечивая, таким образом, относительную ровность АЧХ УЗ хотя бы до 13К. В трехчастотных калибраторах кроме вышеуказанных частот используется еще одна – в районе 3, 4 или 5К. В четырехчастотных – соответственно, две дополнительных частоты (обычно 4 и 8К). К сожалению, очень часто (если не сказать всегда) автокалибровка производится не для каждого канала в отдельности (как это делают некоторые деки Накамичи), а для стороны кассеты в целом, т.е. 400Гц пишутся, скажем, только в левый канал, а все ВЧ-сигналы – только в правый, что легко может приводить к неодинаковости итоговых АЧХ в правом и левом каналах. Происходит это потому, что характеристики даже такой узенькой полоски, как кассетная лента, в которую в свою очередь помещаются 4 стереоканала, около краев и в середине могут сильно различаться (по разным причинам). Поэтому «привязка» отдачи ленты на ВЧ в правом канале к чувствительности в левом, вообще говоря, не вполне корректна (так называемый компромисс). И эта некорректность часто бывает хорошо заметна. Выход из положения есть, и заключается он в использовании ручной поканальной калибровки. При ручной калибровке используются одна (только 400Гц или 1К) либо две (о большем количестве мне ничего не известно) опорные частоты (например, 400Гц и 12.5К, или 400Гц и 15К). В этом случае настройка деки под конкретную ленту отличается очень высокой точностью и обеспечивает исключительное качество записи. В этой связи нельзя не упомянуть о калибраторах (как, например, в Akai последних годов выпуска), которые хоть и являются ручными, но не являются поканальными и, кроме того, использовать их опорные сигналы в других целях также как и в автомате нельзя. В таких калибраторах в правый и левый каналы одновременно пишутся два разных сигнала – НЧ и ВЧ, а Вам (не автомату!) просто предоставляется возможность совместить соответствующие метки вручную. Результат – опять же калибровка «в среднем по стороне», а не поканально. В целом лучше, чем автомат, но хуже чем полноценный «ручник». У внимательного читателя, возможно, возникает вопрос: где еще и зачем можно использовать опорные тестовые сигналы встроенных генераторов дек? Их можно использовать многими разными способами. Приведу лишь некоторые из них:

·         для калибровки других дек, не имеющих собственных генераторов

·         для быстрой, удобной и регулярной проверки своих АС на повреждения в громкоговорителях

·         для выставления четкого баланса между каналами на усилителе

 

Калибратор                         

 

ручной, двухчастотный, поканальный                6

ручной, двухчастотный, общий                   5

ручной, одночастотный, двухканальный                4

автомат, четырехчастотный                           3

автомат, трехчастотный                                     2

автомат, двухчастотный                                    1

нет                                                                          0

 

26.    Динамический диапазон

 

Динамический диапазон удобно подразделить на два типа: «ДД по низам», в дальнейшем ДДН, и «ДД по верхам», в дальнейшем ДДВ. Первый определяется как разница между уровнем, когда коэффициент гармоник на частоте 400Гц (или 1К) приближается вплотную к порогу слышимости (т.е. к 3%), и взвешенным уровнем шума паузы. Второй определяется как разница между уровнем насыщения ленты на частоте 10К (т.е. когда при дальнейшем увеличении уровня записи происходит не рост, а уменьшение отдачи) и опять же шумом перемагниченной ВЧ-полем ГСП ленты. Чем ближе ДДВ к ДДН, тем оно, понятное дело, лучше, поскольку обеспечение декой максимально качественной во ВСЕМ слышимом диапазоне записи определяется именно ДДВ. Небольшие значения ДДВ увеличивают слышимость шумов (на тихих пассажах). Большие уменьшают. Если же запись обеднена ВЧ, то максимально эффективной запись будет определяться ДДН. ДД обоих типов для всех типов лент (и, собственно, самих лент), естественно, различны. Чем эти показатели выше, тем, стало быть, дека лучше. Самые лучшие деки в состоянии использовать кассеты всех типов на пределе их физических возможностей.

 

ДДН, все СШП выключены

 

Тип 1

 

DRL > 54дБ                1

DRL £ 54дБ                0

 

Тип 2

 

DRL > 63дБ                1

DRL £ 63дБ                0

 

Тип 4

 

DRL > 64дБ                1

DRL £ 64дБ                0

 

ДДВ, все СШП выключены

 

Тип 1

 

DRH > 50дБ                           2

48дБ £ DRH £ 50дБ        1

DRH < 48дБ                           0

 

Тип 2

 

DRH > 56дБ                           2

54дБ £ DRH £ 56дБ        1

DRH < 54дБ                           0

 

Тип 4

 

DRH > 59дБ                           2

57дБ £ DRH £ 59дБ        1

DRH < 57дБ                           0

 

27.    Переходное затухание между каналами

 

Переходное затухание между каналами (или, как еще говорят, разделение каналов) на разных частотах характеризует степень проникновения одного стереоканала в другой. «Мешать» друг другу каналы не должны. Чем такое проникновение меньше, тем оно, понятное дело, лучше. В первую очередь для стереокартины. При большом проникновении сигналов левого и правого каналов друг в друга или одного из каналов в другой могут иметь место частичные взаимопогашения сигналов, приводящие также к искажению звучания. Величина переходного затухания в основном определяется конструкцией и материалом сердечника ГВ. Переходное затухание может измеряться на разных частотах и при различных уровнях, но общепринятыми являются измерения на 1 и 8К при 0дБ.

 

Переходное затухание на 1К                  

 

CS > 45дБ                              2

40дБ £ CS £ 45дБ                1

CS < 40дБ                              0

 

Переходное затухание на 8К                  

 

CS > 35дБ                              2

30дБ £ CS £ 35дБ                1

CS < 30дБ                              0

 

28.    Долби

 

На все системы шумоподавления всегда было (и, видимо, будет) много нападков. Якобы они там портят звук, привносят какую-то «шероховатость», «одышку» и все такое прочее. Все это так! Однако дело совсем не в том, что такие системы плохи сами по себе, а в том, что они

а) подчас безобразно реализованы в конкретном изделии и

б) применяются на расстроенных или недостаточно точно настроенных деках, что даже при хорошо исполненной СШП приводит к явно и недвусмысленно слышимым огрехам в звучании.

 

Для того, чтобы не испытывать разочарований при работе с системой Долби (для простоты предположим, что сама она изначально сделана качественно) необходимо твердо убедиться в корректности совместной работы УВ и УЗ деки на всех типах ленты даже (а может и в особенности) если дека оснащена автокалибратором. Даже небольшие ошибки в настройке УЗ на ленту (скажем, завал АЧХ в области ВЧ порядка 1-2дБ в одном из каналов) при записи с Долби могут приводить к их двух-, а то и трехкратному увеличению уровня их заметности при воспроизведении (поскольку экспандер ТОЛЬКО увеличивает из без того имеющуюся разницу в уровнях). Идеальная СШП (в том числе Долби) не должна иметь никаких артефактов поведения, кроме устранения шума. Никакого изменения формы АЧХ при ее использовании происходить не должно. Даже в области высоких частот. Особенно качественные системы Долби гасят ДАЖЕ фоновый шум (т.е.), несмотря на то, что им по определению в этом частотном секторе делать нечего!

 

Изменение формы АЧХ Dolby B

 

Тип 1     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Тип 2     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Тип 4     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Изменение формы АЧХ Dolby С

 

Тип 1     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Тип 2     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Тип 4     

 

нет                                          1

есть, незначительное                0

есть, заметное                     -5

 

Подавление сетевого фона:

 

имеет место                1

отсутствует                0

 

ДДН, Dolby B

 

Тип 1

 

DRL > 62дБ                1

DRL £ 62дБ                0

 

Тип 2

 

DRL > 72дБ                1

DRL £ 72дБ                0

 

Тип 4

 

DRL > 72дБ                1

DRL £ 72дБ                0

 

ДДН, Dolby C

 

Тип 1

 

DRL > 68дБ                1

DRL £ 68дБ                0

 

Тип 2

 

DRL > 76дБ                1

DRL £ 76дБ                0

 

Тип 4

 

DRL > 76дБ                1

DRL £ 76дБ                0

 

ДДВ, Dolby B

 

Тип 1

 

DRH > 58дБ                           2

56дБ £ DRH £ 58дБ        1

DRH < 56дБ                           0

 

Тип 2

 

DRH > 65дБ                           2

63дБ £ DRH £ 65дБ        1

DRH < 63дБ                           0

 

Тип 4

 

DRH > 67дБ                           2

65дБ £ DRH £ 67дБ        1

DRH < 65дБ                           0

 

ДДВ, Dolby C

 

Тип 1

 

DRH > 65дБ                           2

63дБ £ DRH £ 65дБ        1

DRH < 63дБ                           0

 

Тип 2

 

DRH > 72дБ                           2

70дБ £ DRH £ 72дБ        1

DRH < 70дБ                           0

 

Тип 4

 

DRH > 73дБ                           2

71дБ £ DRH £ 73дБ        1

DRH < 71дБ                           0

 

ЭКЗОТИКА

 

К экзотическим особенностям кассетных дек можно смело отнести такие, как

·         автоподстройка азимута ГВ

·         автоподстройка азимута ГЗ

·         ручная подстройка азимута ГВ с фиксацией правильного положения

·         ручная подстройка азимута ГЗ по маячкам

·         унидирекциональный автореверс

·         фильтр инфранизких частот

·         дистанционное управление

 

Оценить значимость экзотических функций в баллах я не возьмусь. Да в этом и нет необходимости. Скажу лишь, что значимость их, конечно, большая. Еще раз подчеркну, что наиболее интересным с моей точки зрения является сравнение аппаратов именно в их «наготе». Понятно, что экзотика, безусловно, ценна и сама по себе. Однако привлекать ее к прагматичной оценке имеет смысл лишь тогда, когда аппарат и без нее представляет собой шедевр.

 

Вот как все непросто в сфере кассетных дек. Вот как надо подходить к проблеме выбора. Возможно, я что-то упустил. Возможно, я где-то ошибся. Уверен, что ненамного. В любом случае, надеюсь, Вам было интересно. Попробуйте «оценить» свою деку или деку Вашего друга, исходя из вышеизложенного. Если не можете сделать это сами, я могу Вам помочь. Особенно ценным результатом написанного мне представляется возможность «оценки» абсолютно любой деки, вне зависимости от того, новая она или шибко б/у. До того, как запоститься, я успел бегло прикинуть «смету» на Дрэгон, BX-2 отлаженный, BX-2 каким его обычно продают, и Pioneer CT-95 – все три машины у меня были неоднократно, и я их более-менее знаю. Одна из самых совершенных дек в мире (БЕЗ учета экзотики!) привела меня к величине порядка 93 баллов. Не знаю, можно ли ее переплюнуть… Думаю, что нет. Одна из самых простейших дек величайшего из производителей дек в мире (BX-2) будучи в Top-состоянии, прокотировалась в 42 балла. Она же «убитая», т.е. в состоянии «как есть» еле дотянула до 11 баллов. Пионер поднялся до 85, но Дрэгона все равно не достиг.

 

С уважением ко всем дочитавшим до конца.

 

Рауль

 
Hosted by uCoz