Choosing a deck 1
|
Посвящается
всем моим очным и заочным друзьям по форуму,
настоящим и будущим. Как
оценить и выбрать кассетную деку? Для
кого-то эта тема может представлять собой
лишь академический интерес, но для многих,
уверен, еще и практический. Даже сегодня, в
наши дни. Написать об этом меня побудили не
«цифровые» тенденции, а глупейшие, не
несущие в себе ровным счетом никакой
полезной информации заманихи торговцев так
называемым винтажом навроде «сделана как
танк» или «неубиваемый аппарат». В самом
деле, какую реальную пользу (кроме смутного
и неясного теплого чувства в груди) можно
извлечь из таких определений? Ровным счетом
никакой. Ноль. Если, конечно, кассетная дека
интересует Вас не только как мебель или
элемент интерьера. Не спорю, солидный,
внушающий трепет внешний вид, основной
деталью которого, вне всякого сомнения,
является цельнофрезерованная или, как еще
говорят, «литая» передняя панель (она же «морда»)
с огромными металлическими ручками и
тумблерами – это, безусловно, здорово. Если
при этом еще и огромные стрелочные
индикаторы в «полморды» огнями
сверкают, то это еще «здоровее». Ну, а уж
если всю эту конструкцию от пола вдвоем не
оторвать, то тогда совсем «манты». Оставим
же, однако, «неубиваемые танки» тем, кто
готов с радостью подставить свое
несмазанное вазелином очко гуру «от
винтажа» и перейдем к делу. Итак,
как же все-таки получить представление о
реальном качестве кассетной деки? По каким
критериям ее оценивать? Ниже
Вы прочтете об этом 28(!) топиков. В конце
каждого топика приводится «оценочная»
табличка, составленная по следующему
принципу: за «нулевую» отметку принимаются
такие свойства или характеристики, которых
просто более или менее ДОСТАТОЧНО для
получения нормальных результатов от деки;
отметки выше нуля характеризуют, понятно,
уровень «выше среднего», а отметки ниже
нуля, соответственно, «ниже среднего».
Чтобы обеспечить определенное «равенство»
в оценках дек, не затмеваемое какими-то
экстраординарными функциями или
особенностями (вроде автоподстройки
азимута) последние вынесены в отдельное
обсуждение, к которому имеет смысл
обращаться лишь ПОСЛЕ общей оценки. МЕХАНИКА И ЭЛЕКТРИКА 1.
Детонация Едва
ли не самым главным показателем качества
изготовления любой деки является степень
прецизионности ее лентопротяжного
механизма, которая выражается
коэффициентом детонации. При этом важно не
только, и даже не столько его усредненное
значение, сколько линейное или пиковое.
Действительно, коэффициент детонации может
иметь флуктуацию от, скажем, 0.08% до 0.25%, и при
этом его усредненное значение вполне может
составлять порядка 0.14%, что, кажется, совсем
даже неплохо. Однако это только лишь
КАЖЕТСЯ! В действительности же «выбросы» до
0.25% могут на практике оказаться ЕЩЕ КАК
заметны (в виде мгновенных «подвываний» или
«подтягиваний» звука). К деке с такими
характеристиками ЛПМ, как только что были
описаны, следует отнестись с повышенным
подозрением. Хотя показатель 0.14% и не совсем
вписывается в характеристики, свойственные
декам высшего класса (хотя и весьма близок),
тем не менее, если бы пиковое значение
детонации, измеренное на такой деке,
оказалось бы не превышающим, скажем, 0.18%, это
в любом случае было бы ГОРАЗДО (если не
сказать «несравненно») лучше. Таким образом,
приходим к выводу: дека может быть сколь
угодно круто навернута в электронно-функциональном
плане, однако если ее ЛПМ демонстрирует
пиковый коэффициент детонации, превышающий
0.2%, то это является первым
серьезным минусом при оценке аппарата.
Для измерения детонации как таковой
необходимость в специальной эталонной
измерительной кассете, содержащей особо «ровную»
запись 3.150 Гц, вообще говоря, отсутствует –
достаточно просто записать эту частоту на
любую пленку с хорошей механикой
прямо на «подопытном» аппарате и
воспроизвести. Однако, кроме как
специальным прибором (детонометром)
померить ее ничем другим, увы, нельзя.
Выставить же точно скорость без эталонной
кассеты весьма проблематично (не говоря уже
о выявлении ее флуктуаций в начале и конце
кассеты). А поскольку эталонный сигнал для
выставления скорости и сигнал для
измерения детонации всегда исполняются «в
одном флаконе» (точнее, для решения обеих
задач используется один и тот же сигнал), то
приобретение такой кассеты в высшей
степени рекомендуется. К-т
детонации (пиковое значение)
F
< 0.1%
+5 0.1% £ F £ 0.2% 0 wf > 0.2%
-5 2.
Постоянство азимута Вторым
главнейшим показателем является
сохранность (постоянство) раз
установленного азимута ГВ, практически
всегда «завязанная» на «грубость» (резкость)
ввода головок в кассету. Никаким
общепринятым коэффициентом, который можно
просто взять и измерить, этот показатель, к
сожалению, не выражается. Чтобы понять,
насколько хорошо в данной деке сохраняется
правильно выставленный азимут, после
выставления такового необходима серия
повторных (около 10 раз вполне достаточно) «воспроизведений
через останов» одного из следующих
сигналов ·
той же
самой эталонной азимутальной кассеты, по
которой этот азимут выставлялся, ·
эталонной
кассеты для проверки АЧХ УВ (точнее ее ВЧ-части) ·
эталонной
записи розового шума. Если
азимут от воспроизведения к
воспроизведению «плавает», это – ОЧЕНЬ
плохой, если не сказать один из наихудших
симптомов. Поскольку кассета для проверки
АЧХ УВ стоит достаточно дорого и не так
повседневно необходима, как две остальные,
можно посоветовать приобретение как
минимум одной эталонной азимутальной ленты,
без которой по-любому никуда. Запись
розового шума также более чем полезна, но не
является жизненно необходимой. В случае,
когда приведение блока головок в движение
осуществляется с помощью соленоида (на слух
резко и громко), что характерно для моделей
70-х годов, нестабильность азимута в таких
деках, как правило, значительно выше, чем в
деках с программным барабаном. Правда, из
правила есть исключения, – например, деки
Накамичи. Или многие деки Акаи, в которых
полное отсутствие направляющих ленты и на
ГС, и на «сэндвиче» ГЗ/ГВ, и на принимающем
прижимном ролике, равно как и где-либо между
всеми этими частями обуславливает весьма
заметный и неприятный дрейф азимута. Точнее,
«гуляет» не сам азимут, а угол захода пленки
на «сэндвич» постоянно «болтает», что и
создает иллюзию нестабильности азимута.
Кроме возможной нестабильности азимута,
обусловленной резкими, рывкоподобными
перемещениями базы головок с последующей
жесткой фиксацией в крайних положениях (удар
о подрезиненные упоры-ограничители),
недостатками такого типа привода базы
головок могут также являться ·
повышенные
мгновенные нагрузки на пленку (мгновенные
перенатяжения), ведущие к ее повышенному
износу, и ·
проблемы с
бесследной сшивкой фрагментов (т.е. снятием
с паузы в режиме записи), обусловленные тем,
что в таких системах, как правило,
постановка на паузу фактически означает то
же, что и останов, т.е. от пленки отходит не
только прижимной ролик, но весь блок
головок. Проблема
сохранения азимута
нет
0 есть,
от случая к случаю
-5 есть,
очевидная
-10 3.
Тип привода, ведущие валы Прямой
привод всегда (особенно
в перспективе) точнее и стабильнее любого
пассикового. Особенно, если имеется
кварцевая стабилизация. Этим все сказано.
Превосходство же закрытого тракта перед
открытым совсем не так очевидно, как
кажется. В конце концов, все определяется
детонацией и ее спектром. Закрытый тракт,
конечно, изолирует ленту от внешних
воздействий, но сам он при этом намного
более чувствителен даже к незначительным
огрехам в своем исполнении, чем обычный
открытый. Ослабление подтормаживания
пленки в открытом тракте совсем не так
драматично, как уменьшение натяжения
пленки между двумя ведущими валами!
Последнее приводит к совершенно
аберрационному поведению ленты, которое
часто воспринимается, как «плавание»
азимута. Одним словом, без надлежащего
регулярного (хотя бы раз в год) наблюдения
двухтонвальный ЛПМ может принести больше
головной боли, чем радости. Однако при
определенном внимании к такого рода
механизмам проблем можно легко избежать.
Кроме того, ведущие валы в грамотном
закрытом тракте должны быть разного
диаметра во избежание возникновения биений
с одной и той же частотой, что при их
наложении может привести к резонансным
явлениям в детонационной картине. Тип
привода
закрытый,
двойной прямой
5 закрытый,
прямой, с рассеянным резонансом
4 закрытый,
с рассеянным
резонансом
3 закрытый,
без РР
2 открытый,
прямой
1 открытый
0 4.
Количество моторов В
кругах обывателей бытует мнение, что чем
большее количество моторов указано в
паспорте деки, тем оно лучше. Однако
количество моторов само по себе говорит
мало о чем. Надо еще разобраться, чем эти
моторы «занимаются». Например, даже в
стареньких, простеньких Тандбергах 70-х
годов стоит по три мотора. В относительно
современных (начало 90-х), напичканных
электроникой Акаях со сквозным каналом
моторов также 3. Три их и в самой простейшей
из Накамичи. А в одной из самых сложных – 5. А
в Ревоксах – 4. Что же лучше? Разумеется, с
точки зрения улучшения характеристик ЛПМ…
Начнем по порядку. Три мотора в Тандбергах
это – привод ведущего вала, привод подающей
втулки (перемотка к началу кассеты и
подтормаживание при воспроизведении) и
привод принимающей втулки (перемотка к
концу кассеты и подмотка при
воспроизведении). Заслуживающая похвалы
схема? Безусловно. Далее, Акаи. Один мотор –
привод ведущего вала и программного
барабана, второй – перемотка в обоих
направлениях и подмотка, третий – привод «кармана»
кассетоприемника. То же самое, что и
Тандберг? Отнюдь. ЛПМ Тандберг по понятной
причине надежнее. Так, Накамичи. У
простейшей – привод ведущего вала (1),
перемотка в обоих направлениях и подмотка
(2), привод программного барабана (3). Почти то
же самое, что и Акаи, но капельку лучше. У
сложной – все так же, как и у простейшей,
плюс мотор для подстройки азимута и мотор
для подстройки чувствительности (вращает
переменник). Как видим, с точки зрения ЛПМ,
четвертый и пятый моторы ему как мертвому
припарка. Остался Ревокс с его 4 движками.
Перемотка/подмотка/натяжение ленты там
реализованы также, как в Тандбергах, а
остальные два мотора задействованы на
подающий и принимающий ведущие валы, т.е.
система более чем надежная и эффективная. В
значительном же количестве всех кассетных
дек в мире в ЛПМ реально используются лишь 2
мотора (догадайтесь сами какие). Ну, а дек с
применением лишь одного единственного
мотора для реализации всех функций,
естественно, лучше избегать – нетрудно
себе представить, какая на него возлагается
нагрузка, и какой у него при этом может быть
ресурс. Хотя, приятные исключения из этого
правила также, как ни странно, есть. Конструкция
ЛПМ
свой
мотор на каждый тонвал, свой мотор на каждую
втулку
4 свой
мотор на каждый тонвал, один мотор на обе
втулки
3 один
мотор на тонвалы, свой мотор на каждую
втулку
2 один
мотор на тонвалы, один мотор на обе втулки
1 один
мотор на всё
0 5.
Пассики и фрикционы Надежность
и качество ЛПМ определяются не только
числом моторов как таковым. Число моторов
непосредственно влияет на наличие или
отсутствие резиново-фетровых деталей в его
составе, т.е. таких частей, которые
постоянно трутся, со временем
растягиваются, дубеют, растрескиваются или
просто изнашиваются и начинают голосить (в
прямом и переносном смысле) о замене. Во
всех без исключения двухмоторных ЛПМ в мире
имеется как минимум один фрикцион или
передаточная шестерня. Если дека не
прямоприводная, то в ее ЛПМ без вариантов
присутствует как минимум один пассик – от
ведущего двигателя к маховику ведущего
вала. Если же дека прямоприводная с
закрытым трактом, то хоть один пассик там,
как правило, все равно есть – «подхват»
маховика подающего вала от принимающего.
Дек с прямым приводом обоих ведущих валов
не делал практически никто – Ревокс да
Накамичи Dragon (явно
немассовые и нестандартные изделия). Во
многих деках с закрытым трактом, но
непрямым приводом, используется по два
ведущих пассика – от ведущего мотора к
маховику принимающего вала, и от этого
маховика к подающему. Таким образом, снова
возвращаясь для примера к фирмам-производителям,
упомянутым в предыдущем пункте, можно
сказать, что по-настоящему свободными от «недостатков»
трущихся частей являются только деки
Ревокс (зато у них есть другие существенные
недостатки). В том же Дрэгоне Накамичи,
несмотря на двойной прямой привод, есть
резиновый фрикцион. А в Накамичи CR-7
нет фрикциона (там шестеренка), зато есть
ведущий пассик, хоть она и прямоприводная. В
большинстве же тех же самых Накамичей из
значимых для работы ЛПМ частей есть и
пассики и фрикцион. В «младших» Тандбергах
– только пассик и полное отсутствие каких
бы то ни было фрикционов. В супер-Тандберге
3014 – два пассика. Во многих же остальных
деках в мире (особенно педальных!), в их
хитрых механизмах, применяется по
несколько пассиков и несколько фрикционов!
Причем я говорю не о вспомогательных
пассиках, приводящих в движение счетчики
или крыльчатки автостопов. Я говорю о тех
элементах, без которых лента даже с места не
сдвинется. Количество
пассиков и фрикционов Закрытый
тракт нет
7 только
фрикцион
6 только
пассик
5
пассик
и шестеренка
4 пассик
и фрикцион
3 только
2 пассика
2
два
пассика и шестеренка
1 два
пассика и фрикцион
0 больше
двух пассиков и больше одного фрикциона
-1 Открытый
тракт
только
шестеренка
3 только
фрикцион
2 пассик
и шестеренка
1 пассик
и фрикцион
0 больше
одного пассика или одного фрикциона
-1 6.
Скорость перемотки По
поводу скорости перемотки можно сказать
следующее: быстрее всего мотают, очевидно,
бесфрикционные деки с прямым приводом
втулок от отдельных моторов. Но таких дек
мало и, кроме того, при повышенных скоростях
движения пленки в корпусе кассеты
появляется возможность (хотя и достаточно
редко наблюдаемая) к «замятию» пленки. К
слову сказать, некоторые производители (например,
фирма Техникс) выпускают деки с самым
обычным фрикционным или шестереночным
приводом, в которых, тем не менее,
реализованы 2 варианта перемотки:
обычный и ускоренный (на удвоенной скорости).
В остальном же аккуратнее всего и
одновременно приемлемо быстро мотают деки
с резиновым фрикционом достаточных
размеров. Но фрикцион со временем
изнашивается. Из доступного вечны лишь
шестеренки, но такая передача работает
медленнее всего. Порой
раздражающе медленно. Зато вечно. Как
электронная регуляция скорости перемотки в
данный момент времени, так и фрикционная (шестереночная
– о, счастье! – сюда не относится) могут
отличаться двумя противоположными «врожденным»
свойствами: «умирать» по мере приближения к
концу пленки (вплоть до недоматывания
кассеты до конца) или «отрывать» ракорд. В
случае фрикционной передачи недоматывание
пленки до конца, скорее всего, является
прямым указанием на изношенность таковой. В
конечном счете, поведение деки при
перемотке можно исчерпывающе описать
временем ПОЛНОЙ перемотки стороны кассеты
– от одного ракорда до другого. Время
перемотки одной стороны C-60 t £
60c
1 60c < t £
90c
0 t
> 90c
-1 t
< 30c с
отрывом ракорда -2 t
> 90c с
недомоткой
-3 7.
Подтягивание пленки при закладке
кассеты. Я
думаю, всем известно, что компакт-кассета
унаследовала от своей старшей сестры,
бобины, тенденцию к провисанию пленки. Об
этом пишется в каждом руководстве
пользователя. В самом деле, достаточно даже
немножко провернуть барабаны, на которых
намотана пленка в кассете, навстречу друг
другу, чтобы получить «прослабление»
пленки внутри кассеты. Это может произойти
даже от небольшой встряски или падении
кассеты на пол. Ну и что тут такого
особенного, спросите Вы? Образование «прослабления»
чревато несколькими неприятными
последствиями: ·
при
закладке кассеты пленка может неправильно
«одеться» на тонвал(ы) – подлезть под или на
него (в зависимости от того, кладется ли
кассета в кассетный отсек пленкой вверх или
вниз) – так, что прижимному ролику будет
нечего прижимать ·
при
включении режима перемотки (особенно на
мощных «моталках») пленка может пережить
нечто подобное ситуации, когда кондуктор
поезда «рвет» с места слишком резко и весь
состав вместо того, чтобы плавно,
постепенно, без рывков, вагон за вагоном «подцепиться»
к паровозу и тронуться в путь, переживает
конкретную встряску (обусловленную, кстати,
сложениями колебаний в противофазах!) ·
при
включении режима воспроизведения
несколько секунд будет отсутствовать
подтормаживание пленки, обеспечивающее
надлежащее натяжение пленки,
непосредственным образом сказывающееся на
контакте пленки с головками (актуально
только для открытых трактов, если «прослабление»
сконцентрировано в области подающего
барабана кассеты) ·
при
включении режима воспроизведения
подмоточная втулка, быстро-быстро выбирая «прослабление»,
наткнется на «упор» в виде места прижима
пленки к тонвалу прижимным роликом, что в
отдельных случаях может привести к «взвизгу»
на фонограмме (актуально только для
открытых трактов, если «прослабление»
сконцентрировано в области принимающего
барабана кассеты) Подтягивание
пленки может осуществляться как подающей,
так и принимающей втулками. Подтягивание
пленки есть
1 нет
0 8.
Тормоза Зачем
в кассетной деке нужны тормоза и что это
вообще такое? Вопрос может показаться
слишком простым, но, как показывает
практика, ответов именно на простые вопросы
люди часто не знают. Квантовую механику
знают, а алгебру нет. Тормоза в деке бывают
двух видов: ·
для
оказания сопротивления движению ленты и
создания, таким образом, натяжения пленки в
открытых трактах и ·
для борьбы
с инерцией втулок при перемотке. В
бесфрикционных деках оба вида тормозов
реализуются, как правило, электронным путем
(например, созданием небольших
противоположных моментов вращения). В
большинстве же остальных – чисто
механическим, основанном на трении либо
вязкости (подпружиненные фетровые или
резиновые подушечки, крыльчатка в «банке с
вазелином» и т.д.) Если в работе подобного
рода электроники нарушения наступают
крайне редко, то механически трущиеся части
имеют обыкновение изнашиваться и
утрачивать свои первоначальные качества,
приводя к нарушениям в работе ЛПМ. Вообще
говоря, для каждого аппарата существует
своя оптимальная сила натяжения пленки,
обусловленная конструкцией ЛПМ и головок.
Существует даже оптимальная сила прижима
пленки к тонвалу прижимным роликом. Все эти
вещи измеряются и проверяются. Однако
сделать это самостоятельно в домашних
условиях простому пользователю не
представляется возможным. Поэтому при
оценке состояния ЛПМ необходимо
обязательно проделать следующее: ·
взять
хорошо уложенную 60-минутную кассету,
немножко промотать ее с остановом в ту и в
другую сторону, фиксируя при этом,
останавливаются ли при останове ОБЕ втулки
как вкопанные или же одна из них «проматывается»
по инерции чуть дальше (актуально для ВСЕХ
дек) ·
активировать
режим воспроизведения и вручную повращать
подающую втулку, фиксируя при этом, имеется
ли хотя бы небольшое сопротивление
вращению (актуально ТОЛЬКО для дек с
открытым трактом) Тормоза в
порядке все
0 в
порядке только натяжение
-1 в
порядке только перемотка
-5 не
в порядке
-10 9.
Подмотка Подмотка нужна, очевидно, для того, чтобы выбирать, выражаясь морской терминологией, вытягиваемую тонвалом с прижимным роликом с подающего барабана кассеты ленту и укладывать ее на принимающий. Характеризуется подмотка вращающим моментом принимающего узла. Этот момент выбирается не произвольно, а рассчитывается, исходя из особенностей конструкции ЛПМ. Если момент слишком маленький, укладка пленки будет происходить неравномерно и неплотно, что чревато боком. Если слишком большой, пленка будет подвергаться воздействию избыточного напряжения растяжения, что чревато другим боком. Момент подмотки можно измерить и проверить, но, увы, опять же для простого пользователя эта задача невыполнима. Поэтому для того, чтобы оценить, все ли у Вас в порядке с подмоткой, сделайте следующее: активируйте режим «холостого» воспроизведения без кассеты и попробуйте задержать вращение принимающей втулки пальцами. Если Вам это не удается и втулка «рвет когтями», вероятно, момент подмотки несколько завышен (во многих деках есть средства его регулировки, во многих нет). Однако это, по крайней мере, говорит о том, что с «резиной» у Вас все в порядке. Или там шестеренка стоит. Если же втулка останавливается легко и без усилия, вероятны два варианта (в порядке убывания вероятности): изношена «резина» или выставлен недостаточный момент. Подмотка в
норме
0 зверь
-1 вялая
-2 10.
Кассетоприемник Прямая
фронтальная загрузка или «карман» (в том
числе моторизованный)? Казалось бы, о чем
тут говорить?! Какая разница?! В
действительности разница, как мне кажется,
есть. Не так чтобы принципиальная для
осуществления выбора, но все же. На мой
взгляд, вариант немедленной фронтальной
непосредственной загрузки кассеты в дупло
рукой (как, например, у Вильм, Ревоксов или Tandberg
3014) без последующего закрытия всяких крышек
гораздо более привлекателен. Во-первых,
гораздо лучше обзор кассеты и
происходящего с ней. Во-вторых, что еще
важнее, несравненно удобнее доступ ко всем
частям, подлежащим регулярной чистке и
размагничиванию – вот они прямо перед Вами,
и не надо изловчаться и извращаться, как это
имеет место быть даже в тех случаях, когда
передняя часть «кармана» снимается. Кто-нибудь
пробовал чистить бюджетные деки Teac?
Кто пробовал, тот знает! Возможно, это
многим из Вас покажется странным, но
заложенная в «карман» кассета при его
закрытии не всегда хорошо «одевается» на
приемно-подающие втулки – очень часто
случается так, что один из пластиковых
зубцов одной из бобин, на которые намотана
пленка в кассете (зубцы «смотрят» внутрь)
несмотря на малые поперечные размеры,
попадает прямо на один из зубцов (направлены
наружу) подпружиненной концентрической
насадки приемной или подающей втулки, что
приводит к перекосу корпуса кассеты
относительно головок. Причем это положение
в режиме воспроизведения может сохраняться
достаточно долго! Именно поэтому я
выработал в себе привычку всегда немножко,
совсем чуть-чуть перематывать кассету туда-сюда
после того, как она вставлена. Даже если при
загрузке «зуб и попадает на зуб», то режим
перемотки не в одну, так в другую сторону
практически стопроцентно «срывает»
зацепку и «устаканивает» кассету в ложе.
Фронтальная загрузка, по меньшей мере,
позволяет незамедлительно увидеть или «ощутить»
перекос. Загрузка
фронтальная
1 в
«карман»
0 11.
Подсветка Казалось
бы, что может быть проще, приятнее и нужнее
элементарной подсветки кассеты сзади?! О
чем тут вообще говорить?! Однако по какой-то
необъяснимой причине многие деки лишены
таковой. В частности и многие деки Накамичи.
Не то чтобы разглядеть совсем ничего
невозможно, но каждый раз подносить морду
лица к «карману» и напрягать зрение с целью
понять, успею я допить кофе, прежде чем
запись оборвется или нет, напрягает и
раздражает. Подсветка
есть
0 нет
-1 |