Mark_article
|
"Краткая история" возникновения Hi-FiМарк ФельдшерНикакого
сомнения не
вызывает тот факт, что потребность слушать
музыку - это одна из
неотъемлемых потребностей человека.Не
самая необходимая для выживания -
но одна из самых важных - после того, как
выживание обеспечено. Многие
из нас находятся в замкнутом кругу – поиск
средств сушествования – денег –
приобретает непозволительно большой вес
в жизни. А удовольствие, которое, в
принципе, должно приобретаться за эти
деньги – непропорционально малый. Чем
больше первого и чем меньше второго, тем
менее интересной становится жизнь и тем
более бессмысленным существование. А
посему хочу разорвать эту порочную
зависимость хотя бы в области музыки и
начать разговор. О
великом чуде – музыке, и не менее великом
чуде – звуке. О том, как они пересекаются, и
о том, что мы испытываем при этом. Об
умении слушать – и умении говорить об этом. А
для начала – немного истории. На
протяжении тысячелетий
музыка была характерна своей
мгновенностью, так как могла существовать
только в контакте с инструментом. Каждый
раз исполнение было разовым, уникальным
процессом, который со звучанием последней
ноты бесследно исчезал – и оставался
только в воспоминания тех считанных людей,
которые присутствовали при этом. Наличие
нотной записи никоим образом не
гарантировало повторяемости исполнений –
работало все – зал, публика, погода, меню за
обедом у первой скрипки, настроение
дирижера... Залы
не резиновые, да и увеличивать их было
нельзя – при отсутствии усиления звука
акустические инструменты попросту не
слышны. Цены на билеты кусались (и сейчас
тоже) – таким образом, считанные единицы
могли приобщиться к вершинам
мирового искусства. Как
следствие – не было никакой промышленности,
связанной с музыкой – разве что Страдивари
& Ко, а также несколько типографий по
изготовлению нотных сборников. Все
изменил Томас Эдисон своим
изобретением. В 1877 году
появился фонограф. Впервые исполнение и прослушивание
музыки перестали быть одновременными
актами. Собственно
говоря, и сегодня принцип остался тем же –
сначала музыку записывают на носитель, а
потом прослушивают на аппарате. Их качество
и цена вторичны. Музыкальная
запись стала товаром – реальным и
осязаемым. Первые
тридцать лет двадцатого века на земле
процветал граммофонный рай. Не был еще
выработан стандарт скорости вращения
дисков – на них записывалась нота «ля» (для
того, чтобы сравнивая ее звучание с
камертоном, можно было выставить точную
скорость с помощью специального регулятора,
встраиваемого в граммофон). Только в 1925
году появился единый стандарт – 78
об. в минуту. Запись была акустической – то есть без вмешательства электроники – и, надо сказать, исключительно высокого качества для того времени. Неудивительно – у главного «босса» пластиночного бизнеса Берлинера техником (!) работал Фред Гайсберг - урожденный лорд Чемберлен. Именно
тогда миллионы меломанов с помощью
граммофона получали истинное наслаждение
от прослушивания записей великих артистов
– Э.Карузо, Ф. Шаляпина, М. Баттистини, Т.
Руффо и многих других. Граммофонные
пластинки страшно шумели, частотные
характеристики записи сегодня вызывают
снисходительную улыбку – если не
откровенный смех, и тем не менее эта,
несовершенная с позиций сегодняшнего, дня
техника увлекала слушателя, позволяя ему с
абсолютной достоверностью прочувствовать
все нюансы вокального искусства. Не
случайно говорю – «вокального», так как
граммофон имел очень существенный
недостаток – он не хотел «сотрудничать» с
большими коллективами. Запись была
акустической – то есть с помощью
механической звукоулавливающей трубы, а
рассадить коллектив на равном расстоянии
от нее было практически невозможно.
Происходило выпячивание одних и
затушевывание других инструментов. С
этим, в принципе, можно было бы смириться –
но способность и, я бы сказал, страсть
человека к усовершенствованию, а особенно в
условиях свободного рынка, подстегиваемого
денежными вливаниями, безгранична. В
1925 году в звукозаписи произошла
революция -
практически все фирмы перешли на электромузыкальную
запись. Вместо
простейших механических приспособлений
для передачи звука от рупора до резца,
гравирующего информационную канавку,
пришла электроника, а с ней и сопутствующие
атрибуты – микрофон, усилитель, рекордер. Итак,
первый по- настоящему значимый прорыв в
деле достижения высокой верности звучания
был достигнут в 1925 году, после внедрения
разработанного в 1924 году американской
фирмой Bell
Telephone Laboratories
электромеханического
способа записи с использованием угольного
микрофона, лампового усилителя и
электрического рекордера. Революционность
этого шага состояла в том, что энергия
записываемого звука использовалась лишь
для изменения электрического
сопротивления угольного порошка в
микрофоне, в то время как работой резца
управлял отдельный ламповый усилитель, что
позволило значительно увеличить уровень
записанного на диск сигнала и снизить его
искажения. Результат
внедрения этого новшества превзошел все
ожидания: - уже в 1929 году
диапазон записанных на пластинку частот
достиг 50-6000 Гц., а к 1934
году его удалось довести до 30-8000
Гц. Очень
важно, что при этом динамический диапазон
записи также заметно расширялся,
одновременно с уменьшением искажения звука. Не меньших успехов добились в те годы и разработчики воспроизводящей аппаратуры – к началу 30-х годов уже появились проигрыватели с электромеханическими звукоснимателями – магнитной головкой (речь идет не о магнитофонах, а о картриджах (иглодержателях) с подвижным магнитом – так называемые ММ-головки, в отличие от обычных иглодержателей с подвижной катушкой – МС-головок) и электрическим приводом диска. Тогда же были разработаны и первые кристаллические звукосниматели на основе пьезоэлемента из сегнетовой соли. Так как эти звукосниматели сами не излучали звуковых волн, а только преобразовывали колебания иглы в электрические сигналы, их использование позволило уменьшить нагрузку на иглу до 30-50 грамм, что способствовало меньшему износу пластинки, и, как следствие, более качественному звучанию при многократном ее использовании. Конструктивно электрические проигрыватели в те годы часто встраивали в приемники, и такие комбинации – радиолы – получили к началу 40-х годов очень широкое распространение. Надо сказать, что некоторые образцы довоенной аудиотехники благополучно дожили до наших дней во вполне рабочем состоянии. И это не случайно – достаточно посмотреть на их конструкцию – простая схемотехника на лампах. Навесной монтаж. Отсутствие электролитических конденсаторов, использование толстых одножильных медных проводов. Динамики большого диаметра с диффузорами из бумаги, мощный объемный корпус из дерева, что способствовало хорошему воспроизведению низких частот. Старшее поколение читателей наверняка помнит трофейные Телефункены и Ухеры, а если и молодежи доведется их послушать, то она наверняка не будет разочарована звучанием какой-нибудь достаточно мощной станции на ДВ. Со
временем стало ясно, что максимальные
параметры, которые можно получить от
широкополосного громкоговорителя – 60-12000
Гц при искажениях звука около 6%
, и в конце 1945 года
появились первые модели радиол с двумя
громкоговорителями, работающими в разных
частотных диапазонах. При этом основной
элемент работал до частот 5-6
кГц, а высокочастотная «пищалка»
включалась с 3,5-4 кГц. В
1946 году произощло знаменательное
событие – фирма London Record выпустила первый настоящий Hi-Fi проигрыватель – имевщий
частотную характеристику 50-14000
Гц. Кстати
сказать, термин Hi-Fi
(High Fidelity – «высокая верность»
воспроизведения) был введен английским
инженером Хартлеем еще в 1932
году для рекламы своих громкоговорителей с
постоянным магнитом. На эти же годы
приходятся и первые опыты по созданию
стереофонических записей. Одно из первых
предложений метода стереозаписи с помощью
двух независимых рекордеров на две стороны
звуковой канавки было опубликовано в 1941
году в американском журнале Electronics. Однако первые
стереопластинки появились только в 1957
году. Но их появлению предшествовало еще
одно знаменательное событие – изобретение
долгоиграющей пластинки LP (Long
Play) на 33.1/3 об.
в минуту компанией Columbia Broadcasting. И это была вторая аудиореволюция, так
как пластинка LP
могла звучать 50 минут при прослушивании
обеих сторон, в то время как обычная
пластинка на 78 оборотов – всего 8 минут. Обязан оговориться – далеко не все с энтузиазмом восприняли появление новых технологий – так называемые «аудиомонахи» ностальгически воспевающие прошлое, утверждают, что именно на этом этапе в индустрию звукозаписи и звуковоспроизведения были заложены мощнейшие мины замедленного действия, которые начинают взрываться только сейчас. Дело в том, утверждают они, что музыкант – будь то солист, будь то в составе оркестра, физиологически не может «быть в форме» более 15-20 минут. А раз так, то он неизбежно начинает делать ошибки – и для того, чтобы их исправить, необходим звукорежиссер с ножницами и клеем. Чтобы было что клеить, вместо прямой записи на диск с минимальным использованием электорприборов появилась необходимость в мастер-ленте (с неизбежным увеличением в тракте количества трансформаторов, конденсаторов, ламп или транзисторов, сопротивлений и просто добавлением десятков метров проводов), что само по себе уже не могло не сказаться на качестве звука записанного на магнитной мастер-ленте, после режиссуры которой звук переписывался «вчистую» на еще одну магнитную ленту, с которой, собственно, и гравировался мастер-диск. По
их мнению, сам факт режиссуры, склеек и т.д.
сам по себе выхолащивал эмоциональную
составляющую музыки, не говоря уже о
вдохновении исполнителя – какое там
вдохновение, когда по десять раз приходится
переигрывать одно и то же место! А если на
это накладывались неизбежные издержки при
многократных перезаписях, то мы –
потребители – стали получать некий красиво,
на первый взгляд, упакованный эрзац музыки. С
ними можно и нужно, конечно, спорить – но,
согласитесь, что-то в их словах есть – а чем
иначе объяснить неизъяснимое наслаждение
от музыки «вживую»? И это несмотря на далеко
не всегда хорошую акустику зала, на шелест
конфетных оберток, кашляние соседа и
шарканье ног опоздавших. Чем
хорош наш мир – оставив «аудиомонахам»
раритетные записи на 78 об. мы с вами
продолжим наслаждаться тем, что дает нам
современная техника, за которую, увы
приходится платить, и очень недешево. Вернемся
к нашим любимым LP. Они
имели частотный диапазон 30-13000
Гц при отношении сигнал/шум 35-40
дБ, а в 1950 году оно
увеличилось еще на 10дБ после изобретения
метода записи с переменным шагом. Повышение
качества звука виниловых пластинок явилось
мощным стимулом к быстрому
совершенствованию усилителей и
акустических систем. Появление
стереозаписи в 1957 году еще резче ускорило
развитие бытовой техники, что позволяет
говорить о третьей революции в
аудиотехнике. «Золотые»
60-е годы прошли под знаком
расцвета стереофонических систем,
которые к концу десятилетия одержали над
моно безоговорочную победу. Качественные
показатели лучших моделей
стереомагнитофонов на скорости 19,05
см/с в канале запись/воспроизведение
достигали частотного диапазона в 40-18000
Гц при динамическом диапазоне 50дБ
(Grundig
TK-46). Лучшие модели стереопроигрывателей с магнитными головками звукоснимателей и вовсе могли воспроизводить сигналы в полосе частот 10-25000 Гц и даже более. За такие параметры, пожалуй, не будет стыдно приличному «вертаку» и в наши дни. Ламповые усилители тех лет принято считать классическими. В частности, именно тогда (1959-1961 годы) были разработаны знаменитые усилители фирмы Marantz – Model 7, Model 8, Model 9, которые и поныне очень высоко ценятся аудиофилами. Их популярность столь высока, что когда в конце 90-годов фирма выпустила ограниченным тиражом эти модели (полностью соблюдая не только технологи |