Единственным реальным решением является установление контроля над этими вариациями и, в конечном счете, стандартизация важнейших факторов. Проблема заключается в том, что ни для АС, ни для КдП промышленного стандарта не существует. В этой статье мы попытаемся извлечь самое лучшее из этой несовершенной системы путем выявления важнейших переменных в системе лАС-КдП╗ и обсуждения методов их измерений и контроля над ними.
Определенная часть трудностей связана с ограничениями, накладываемыми традиционными двухканальными стереосистемами. Все преимущества стереозвука могут слышать только те слушатели, которые находятся на оси симметрии АС, причем с увеличением расстояния от последних эффект имеет тенденцию пропадать. Обычные технологии стереозаписи являют собой результат проб и ошибок в стремлении извлечь максимум из системы, которая не в состоянии воссоздать все впечатления направленности, которые, возможно, являлись частью оригинального концерта. Разнообразие направленностей звуков, доходящих до ушей слушателя, значительно снижается по сравнению с любым живым выступлением.
В результате строгий реализм становится недостижимой целью, а потому мы пытаемся хотя бы приблизиться к нему настолько близко, насколько это позволяют нам ограничения, накладываемые нашей аппаратурой. Однако для основной массы записанной музыки реализм как цель Ц попросту неуместное понятие. В популярной музыке, например, оригинальное лисполнение╗ происходит в звукостудии во время окончательного сведения (микширования). Поскольку студии звукозаписи не стандартизованы, то понять, что же действительно было в оригинале невозможно, если конечно, Вы не присутствовали при записи...
В попытке привнести в процесс воспроизведения оттенок лпространственности╗ АС делаются с различной направленностью Ц начиная от обычных с фронтальным излучением, проходя через биполи (двунаправленные синфазные), диполи (двунаправленные противофазные), преимущественно отражающие и заканчивая всенаправленными. Такие АС обеспечивают слушателей сильно различающимися сочетаниями прямых и отраженных звуков, главенствующая роль в которых отводится КдП. Таким образом, стерео Ц это фактически совсем даже не система, а скорее основа для индивидуального экспериментирования.
Многоканальные системы предлагают частичное решение, заключающееся в том, что каналов попросту больше и, как следствие, больше направлений, из которых звуки могут казаться приходящими. В какой-то мере такое решение дает независимость от комнатной акустики, поскольку имеется больше лреальных╗, а не лотраженных╗ источников звука. И все же мультидирекциональные АС, включая дипольные, опираются на отражения, поэтому есть примеры, в детали которых следует вникнуть каждому.
Стандартизация кинопромышленностью пусть даже небольшого числа из множества наиболее очевидных переменных невероятно помогла в достижении некоторого постоянства в создании многоканальных саундтреков к фильмам. Следовательно, то, что мы слышим в кино Ц это то же самое, что было слышно на этапе дубляжа, когда компоновался саундтрек. Хорошая инженерная практика и программа Home THX пытаются продолжить эту линию и в наши дома.
Интересно посмотреть, как будет развиваться многоканальная музыка...
Направленность АС, их местоположение и акустические свойства КдП определяют спектр, амплитуду, направленность и временную задержку всего того сонма звуков, которые достигают ушей слушателя. Все эти звуки сливаются и взаимодействуют физически на входе в ушную раковину, а на уровне восприятия Ц в слуховых системах и мозгах слушателей. В результате лпод удар╗ может попасть (и в большинстве случаев попадает) почти каждый перцепционный аспект стереофонического воспроизведения звука.
Изменения
в ощущаемом
пространственном
представлении
или, иначе,
формировании
звукового
образа (так
называемая
глубина
сцены):
Изменения
качества
звучания или,
иначе,
тембральная
окраска,
вызванные:
Короче
говоря,
физические
характеристики
АС и КдП
могут
изменять ВСЕ
воспринимаемые
качества
звука,
считающиеся
фундаментальными
для
удовлетворительного
воспроизведения
звука.
где
f Ц
частота N-ной
моды |
Отдельные моды описываются различными комбинациями из целочисленных Nx, Ny, Nz. Например (1, 0, 0) описывает моду первого порядка вдоль стороны, принятой за лx╗. (0, 2, 0) описывает моду второго порядка вдоль стороны, принятой за лy╗, и так далее. В случае, когда два из трех целых чисел равны 0, формула значительно упрощается и позволяет чуть ли не в уме вычислять частоты стоячих волн, возникающих между заданной парой противостоящих стен вдоль одного из размеров комнаты.
f (1,0,0) = c/2/L
Эти
моды
называются
осевыми или
аксиальными
и, как
правило,
являются
самыми
интенсивными
из всех (а
также самыми
быстро
вычисляемыми).
Если у Вас
нет более
важных дел,
возьмите и
просчитайте
аксиальные
моды для
каждой пары
противолежащих
поверхностей,
т.е. по длине,
ширине и
высоте Вашей
комнаты.
Тангенциальные
моды
возникают
вследствие
отражения
звука от
четырех
поверхностей,
и мечущегося
по комнате
параллельно
двум
оставшимся.
Эти моды
вычисляются
путем
приравнивания
0 только
одного из
целых чисел.
Например (1, 1, 0)
описывает
моду первого
порядка в
плоскости лx-y╗.
Эти стоячие
волны
порождаются
4-мя стенами и
возникают
параллельно
потолку и
полу.
Косые моды взаимодействуют со всеми сторонами помещения. В каждом лконтуре╗ (сечении) комнаты происходит большое число отражений и, поскольку при каждом отражении энергия звука теряется, эти моды являются наименее интенсивными из всех. Вычисляются они путем всевозможных комбинаций трех целых чисел, ни одно из которых не равно 0.
На
протяжении
многих лет
выдвигались
предложения
самых
различных
соотношений
сторон,
обеспечивающих
якобы
превосходное
модальное
распределение.
Все эти
исследования
далеко не
всегда
учитывали
три проблемы,
возникающие
в реальных
КдП, которые
делали
предсказания
ненадежными.
Эти
осложнения
означают,
что в
практических
ситуациях
предсказательные
схемы могут
быть полезны,
но вряд ли
будут
полностью
удовлетворительны.
Измерения лна
месте╗ могут
оказаться
единственным
способом
определения,
что же
происходит
на самом
деле.
Рис.
1 Размещение АС на полу в самом углу комнаты обеспечит возбуждение всех мод низких порядков (в любой точке пересечения трех плоскостей комнаты Ц пол, стена, потолок Ц все моды имеют зону высокого давления). Размещение микрофона в противоположном углу (на полу или потолке) обеспечит детектирование всех этих мод. Очевидно, АС должна быть закрытого типа или с фазоинвертером (т.е. являться источником давления), а микрофон должен быть всенаправленным с хорошей чувствительностью на НЧ (т.е. являться детектором давления). |
Рис.
2 Этот график зависимости давления от частоты полезен только для определения частот сильнейших мод в комнате. То, что данные, полученные с его помощью, будут отличаться от данных, полученных при помощи расчета Ц ситуация достаточно распространенная. Причиной тому служит лреальность╗ комнаты, отклоняющая ее параметры от лидеальных╗. Обратите внимание на значительное акустическое усиление, имеющее место на резонансных частотах. |
Однако если комната в хорошем приближении прямоугольна, то вычисление модальных частот может оказаться очень даже полезным делом и помочь избежать очевидных проблем с размерами (пропорциями) строящихся помещений, а также выявить проблемные моды в уже готовых. На Рис. 3 показаны модальные распределения для одной комнаты, которую с большой вероятностью можно назвать проблематичной, и другой, более-менее благополучной. Обратите внимание, что в лплохой╗ комнате, реальных проблем всего 2:
Вторая
комната
лучше в
обоих
отношениях.
Вот такие вот элементарные расчеты лна салфетке╗ просто необходимы перед началом лзаселения╗ комнаты. Разумеется, если комната отчаянно непрямоугольная, просто так посчитать ничего не получится, а жизнь усложнится во сто крат.
Рис.
3
(верхний) Аксиальные моды, вычисленные для прямоугольной комнаты. ДДУ, ДШУ и ДВУ отвечают за моды по длине, ширине и высоте комнаты соответственно. Размеры комнаты состоят между собой в очень простых соотношениях и, как следствие, имеют место систематические повторения одних и тех же аксиальных мод и точно также систематических провалов. Такая комната вполне может оказаться проблематичной. Рис.
3 (нижний) |
Можно услышать мнения, что непрямоугольные комнаты имеют бОльшие преимущества перед прямоугольными. При этом рассуждают так: если звуки будут отражаться в направлениях иных, чем прямо навстречу параллельной стене, создание стоячих волн вроде как будет подавляться, а диффузия возрастет. В действительности же скашивание поверхностей комнаты имеет, конечно, огромное влияние на модальную структуру, но сами моды не исчезают. Все сводится к тому, что степень вариаций в звуковом давлении по всей комнате остается примерно такой же, но вот частоты различных мод меняются самым бессистемным образом, а узловые линии репозиционируются совершенно неочевидным образом. В результате предсказания, обсуждавшиеся выше, становятся невозможны, так что для того, чтобы спрогнозировать происходящее на практике, приходится прибегать к конечно-элементному анализу или моделям. Одним словом, в ряде случаев это является серьезным недостатком, как мы увидим в части 2.2.
В других случаях, таких как, например, реверберационных камерах, предназначенных для проведения акустических измерений, преимущества перевешивают недостатки. Если модальное смешение, сгенерированное непараллельными поверхностями, оказывается желанным, то интересно отметить отсутствие необходимости в этом случае гнуть все поверхности. В большинстве случаев оказывается более чем достаточно скосить лишь одну из стен.
Хотя о
первом
факторе
частенько
вспоминают в
дискуссиях о
размещении
АС, о месте
слушателя
почему-то
частенько
забывают. А
ведь его
местоположение
столь же
важно, как и
положение АС.
Рис.
4 На этой диаграмме размеры букв, обозначающих моды, соотнесены с их важностью для слуха слушателя в реальной обстановке. |
Рис.
5 Нижняя кривая относится к АС, находящейся буквально в чистом поле, где нет отражающих поверхностей. Таким чистым полем может являться безэховая камера высокого уровня или открытое пространство, удаленное от всяких крупных объектов, включая поверхность земли. В такой ситуации звук излучается в пространственный угол, отвечающий полной сфере, или, иначе, в 4p стерадиан. Если ввести в игру пол, этот угол уменьшится вдвое, а звуковое давление на НЧ увеличится примерно на 6дБ, поскольку звук, который должен был бы распространиться прочь от источника, теперь отразится от пола. Теперь введем в игру стену, которую мы расположим за АС. Это уменьшит пространственный угол еще в два раза, т.е. до p стерадиан. Из левой части рисунка видно, что звуковое давление на НЧ вырастет приблизительно на 12дБ. Если теперь поставить третью стену, т.е. запихнуть АС в угол, то пространственный угол, в который излучается звук, уменьшится еще в два раза и составит p/2 стерадиан, а звуковое давление увеличится на очередные 6дБ, что даст итоговый выигрыш в усилении на НЧ аж в 18 дБ. Что касается мощности усилителя и нагрузки на АС, это акустическое усиление абсолютно бесплатно! И умные люди этим пользуются. В комнатах с эластичными границами это усиление будет несколько меньше, но все равно оно будет значительным. |
Для уменьшения числа переменных некоторые производители АС интегрировали лпол╗ и/или лстену сзади╗ в дизайн АС. Это накладывает ограничения на выбор места установки АС в комнате, но зато снижает вероятность серьезного ухудшения качества звучания вследствие неудачного расположения.
В работе над этой задачей в качестве лмерного стаканчика╗ использовались преимущественно измерители уровня либо звуковой мощности, либо звукового давления. Конечно, пользоваться можно и теми, и другими, просто в разных ситуациях их полезность также разная. Хорошее объяснение для соотношения между звуковой мощностью и звуковым давлением (а также интенсивностью звука) дано в части 1.4.3 ссылки 13. При оценке слышимости эффектов, определяемых этими величинами, наиболее правильно использовать SPL-метры (измерители уровня звукового давления), поскольку и слух реагирует на звуковое давление, и психоакустические связи выражаются в тех же понятиях.
Уменьшение пространственного угла, в который излучает АС, в два раза может привести к увеличению звукового давления в то же число раз, т.е. на 6 дБ, если мерить в одной и той же точке. Это полностью согласуется с тем, что звуковая мощность, излучаемая АС в уменьшенный вдвое пространственный угол, также увеличивается в два раза, т.е. на 3 дБ.
Рис.
6 Иллюстрация к лволновым эффектам╗ - тем явлениям, которые существуют благодаря тому, что звук распространяется как волна давления. На этом упрощенном наброске верхняя картинка показывает прямой и раннеотраженные звуки, достигающие ушей слушателя. Картинка внизу показывает стилизованные стоячие волны звукового давления между передней и задней стенами комнаты. Мода 1, 0, 0 имеет один минимум давления прямо по центру комнаты (в направлении длины), а мода 2, 0, 0 Ц два минимума. |
Рис.
7 Последовательность двух переходных акустических событий, например, прямой и отраженный звуки, наблюдаемые с перспективы измерительной системы, предполагающей установившийся (стационарный) режим, и с перспективы слуха, который ощущает разницу и, в дополнение, имеет преимущество опережающего (по времени) наложения (маскирования) для ослабления явной громкости второго переходного процесса. На уровне ощущений события могут и не быть настолько драматическими для слуха, как можно было бы ожидать от довольно таки неприятной картины измерений. Для звуков, длящихся долго, лгребенка╗, разумеется, вполне реальна, так что и по ощущениям, и по приборам картина будет примерно одной и той же. |
Проведение анализа лповедения╗ комнаты на НЧ, соответствующего действительности, зачастую оказывается вполне возможным, но структура стоячих волн на более высоких частотах обычно покрыта мраком. Попробуем приподнять завесу мрака простенькими примерами.
Рис.8 Изображение КдП, показывающее распределение звукового давления и скорости частиц для моды первого порядка (1, 0, 0) по длине комнаты. |
Если интереса ради предположить, что АС Ц дипольного типа, то такие АС были бы источником скорости, а не давления и, как следствие, сопрягались бы с модой наиболее эффективно, если бы были расположены в максимуме скорости, т.е. по центру комнаты. Это означает, что всякая компоновка КдП, которая обеспечивает чудесное звучание для АС этого типа, скорее всего, окажется совершенно непригодной для обычных АС Ц по крайней мере на НЧ.
Рис.
9 Изображение КдП, показывающее распределение звукового давления и скорости частиц для моды второго порядка (2, 0, 0) по длине комнаты. |
К счастью, если чуть-чуть подумать, то становится ясно, что если передвинуть кресло немного вперед или назад, проблему можно решить. На самом деле лучше всего заранее вычислить первые 2-3 моды, изобразить рисунке соответствующие им распределения давления, и уж потом разместить кресло так, чтобы избежать лпровалов╗.
Рис.
10 Изображение КдП, показывающее распределение звукового давления и скорости частиц для моды первого порядка (0, 1, 0) по ширине (поперек) комнаты. |
Далее, обычно все сигналы на НЧ по сути есть моно-сигналы (т.е. в обоих каналах сигнал один и то же). Это абсолютно верно для виниловых пластинок, где неудачная попытка объединить бас привела бы к выбросу иголки из канавки вертикально вверх. Вообще, из-за проблем с моно-совместимостью это хорошая практика. В домашнем же театре имеется отдельный канал на сабвуфер, а потому никаких вариантов нет. В таком случае до тех пор, пока в каждой половинке имеется по басовику, эта конкретная мода возбуждаться не будет. Причина тому такова, что басовики работают в фазе, а половинки стоячей волны из-за их противоположной полярности лдолжны╗ раскачиваться в противофазе.
Рис.
11 Изображение КдП, показывающее распределение звукового давления и скорости частиц для моды второго порядка (0, 2, 0) по ширине (поперек) комнаты. |
Рис.
12 Изображение КдП, показывающее распределение звукового давления и скорости частиц для моды первого порядка (0, 0, 1) по высоте комнаты. |
Рис.
13 Иллюстрация к теме, как границы комнаты, которые имеют некоторую поглощающую способность, т.е. кривизну (прогиб), могут улучшить однородность распределения звука на модальных частотах. Это бывает особенно полезно при установке домашнего театра, где схожие слуховые ощущения необходимо обеспечить сразу нескольким слушателям. |
Возможности
выбора
таковы:
Каждый
из этих
вариантов
имеет свои
ограничения
и
отрицательные
побочные
эффекты Ц
визуальные,
акустические
и
экономические.
Речь пойдет о большой жилой комнате, столовой, которая строилась с расчетом на то, что обеденную трапезу должна акустически дополнять в основном классическая музыка (для рок-музыки и домашнего театра была отведена другая комната). По объему комната была очень большой (около 220 кубометров), с высоким потолком, напоминающим соборный, и множеством неоднородных поверхностей для улучшения диффузии. АС были расположены в одном конце комнаты, а слушатели Ц на расстоянии примерно 7.5 метров от них, ближе к другому концу комнаты. На хороших симфонических записях эффект был ничуть не хуже, чем в концертном зале, когда сидишь дальше середины зала. Казалось, КдП становилась продолжением окружающей обстановки, создававшейся при записи, но при этом она была именно продолжением, а не конкурировала с ней из-за чрезмерной контрастности. На многодорожечных записях комната также обеспечивала приличное акустическое окружение. Слух радовался, но...
Рис.
14 Измерение сигнала, приходящего от АС, из положения слушателя в очень большой КдП. |
Рис.
15 Трехмерное изображение картины, изображенной на предыдущем рисунке. В этом лводопаде╗ разрешение по частоте ограничено до 25 Гц, т.е. каждая точка на кривой представляет собой усредненное значение в интервале 25 Гц. Разрешение по времени составляет 40 мс. |
Рис. 15 демонстрирует впечатляющую лводопадную╗ диаграмму амплитуды в зависимости как от времени, так и от частоты. Такой характер она имеет только на НЧ (см. Рис. 14) и отражает то, чего и следует ожидать: резонансный пик в окрестности 40Гц и ниспадающий резонансный хвост на той же частоте. Все детали на рисунке не видны, поскольку в подобных диаграммах приходится в какой-то мере жертвовать разрешением. Например, измерения на Рис. 14, которые проводились в установившемся состоянии, показывают зависимость амплитуды от частоты с большой степенью точности. На Рис. 15 самый задний пик семейства кривых по идее должен был бы быть точно таким же, однако, из-за ограничения по разрешению он довольно сильно размыт. Точно также размыта и последовательность событий во времени. Тем не менее, суть дела от этого не меняется Ц если на АЧХ присутствует недвусмысленный резонансный пик, значит и во временной области лтрезвона╗ не избежать. Это закон.
Нехитрые вычисления привели к выводу, что проблема заключается в чрезмерно активной моде второго порядка по длине комнаты. Из практических соображений перемещение АС в другое место не представлялось возможным, поэтому не оставалось ничего другого, как поиграть с местом для прослушивания. Изначально место для прослушивания отстояло примерно на полметра от задней стены. Перемещение его вперед постепенно уменьшало избыток баса, когда на расстоянии 2 м от задней стены он вдруг вообще перестал быть избыточным. Произошло это потому, что на таком расстоянии от стены уши слушателя оказываются вблизи четвертьволнового провала в структуре стоячей волны на частоте 40Гц. Пространственный угол, который лвидят╗ уши слушателя, очевидно, также увеличился, а нижний бас соответственно ослабился.
Рис.
16 Схематическое изображение комнаты, показывающее распределение давления для моды второго порядка по длине комнаты (2, 0, 0) и новое положение слушателя. |
Рис.
17 Сравнение измерений лдо╗ и лпосле╗, демонстрирующее драматическое улучшение, которое произошло в результате выдвижения слушателя вперед из зоны высокого давления моды второго порядка по длине комнаты. |
Рис.
18 Изображение лводопада╗ после перемещения места слушателя. |
Субъективно улучшение оказалось реально драматическим. Ноты педального органа по мере снижения частоты звучали изумительно ровно и мощно. Барабанные бочки звучали отчетливо и били в грудную клетку самым, опять же, драматическим образом. Будучи избавленными от лоднонотного╗ влияния мощного 40-кагерцового резонанса, ноты струнного баса звучали отчетливо и гармонично.
Вроде как все хорошо... Однако мы живем в практическом мире, где ограничения, накладываемые образом жизни и интерьером, заявили, что креслу слушателя Ц не место посреди жилой комнаты. Если бы только можно было подвинуть АС, проблема была бы решена не менее эффективно. Однако по вышеуказанным причинам и этого делать было нельзя. Так, а что же можно в таком случае сделать? Последнее, что можно сделать, это призвать на помощь нашего верного друга параметрический эквалайзер, ввести нужную центральную частоту, ширину полосы (т.е. добротность), ослабление и, опля, проблема снова решена!
Рис.
19 Измерения в системе, где слушатель сидит на своем изначальном месте, но работает один фильтр параметрического эквалайзера, подавляющий нежелательный резонанс. |
Рис.
20 График лводопада╗ после параметрической эквализации. |
После длительного сравнительного прослушивания эффектов от перемещения слушателя и коррекции с помощью эквалайзера был сделан вывод, что и то, и другое работает, причем работает одинаково хорошо. В большинстве случаев отличить одно от другого было практически невозможно. Однако были случаи, когда предпочтения одного метода перед другим становились очевидны. И в этих случаях предпочтение отдавалось эквализации! Почему? Потому что с введением в тракт эквалайзера гармонические искажения басовика снижались. Ведь в этом случае нагрузка на него существенно снижалась, поскольку отдача усилителя на НЧ снижалась более чем в 10 раз. Хотя, вообще говоря, слушателей больше поражало сходство, чем различия. А это очень хорошо, потому что путей решения аналогичных проблем у нас теперь несколько.
Оба эти решения адресовали специфическую проблему, а изменения в диапазоне частот, который нас не интересовал, были либо благотворны, либо пренебрежимо малы. Можно было пойти и другим путем Ц например, заняться вопросом поглощения Ц и попробовать заглушить непокорную моду всякими акустическими поглотителями. Только проблема с поглощением заключается в том, что большинство разновидностей акустических поглотителей имеют склонность распространять свое действие на довольно широкую полосу частот. Поэтому в стремлении решить проблему для одной узкой полосы частот, эти устройства будут отнимать энергию также и на частотах, где никаких проблем нет и в помине. Одним словом, одно можно вылечить, а другое покалечить.
К этой теме мы еще вернемся ниже, а сейчас важно уяснить ряд фундаментальных понятий из области материалов и устройств, используемых в нашем деле. Очень хорошей книжкой по основам предмета является лСправочник по акустике для профессионалов╗, 3-е издание, Олтона Эвереста.
Рис.
21 Отраженные звуки в комнате можно подразделить на три основных класса. Это разбиение основывается на количестве времени, которое им требуется для достижения ушей слушателя после одного-единственного отражения (ранние и поздние отражения), а также на пространственной и временной структуре прибытия после многочисленных отражений (реверберации). Дрожащее эхо представляет собой особый случай, когда звуки отражаются туда-сюда между двумя параллельными противолежащими поверхностями. В случае нестационарных звуков это приводит к лдрожанию╗ звука. |
Материал, оказывающий сопротивление, также должен быть правильно расположен. Поскольку механизмом является сопротивление давлению, эти материалы, очевидно, окажут наиболее эффективное воздействие, если их расположить в тех местах, где молекулярное движение максимально. Рисунки в разделе 2.2.2 изображают распределение звукового давления и скорости частиц для стоячих волн, возникающих в комнате. Предположим, мы хотим попытаться задемпфировать чрезмерно энергичную аксиальную моду путем использования резистивного поглотителя. Если воспользоваться примером, показанным на Рис. 8, куда следует поместить пятисантиметровую (по толщине, разумеется) стекловолоконную панель так, чтобы добиться наилучшего результата?
Приставление ее к стене не даст ровным счетом ничего, поскольку скорость частиц, т.е. движение молекул, там минимально. Нет движения Ц ничего и не происходит. Удаление панели от стены вносит некоторое улучшение, которое достигает максимума в центре комнаты, где происходит серьезное демпфирование. Изучение прочих НЧ-мод (т.е. мод нижних порядков) на этих рисунках приводит нас к похожим заключениям. Однако использование резистивных поглотителей на НЧ оказывается попросту непрактичным. По мере уменьшения длины волны области максимальной скорости частиц приближаются достаточно близко к отражающим поверхностям, так что и материалы практичной толщины, например, портьеры, повешенные на нормальном расстоянии от стены, окажутся вполне эффективны. Так мы приходим к правилу, которое гласит, что резистивные поглотители должны применяться для поглощения СЧ- и ВЧ-звуков.
Бетонные полы представляют собой проблему по двум причинам. Во-первых, они не поглощают звук. Во-вторых, раз они не поглощают звук, они не вибрируют, а передают тактильные ощущения от баса через подошвы ног. В таких случаях уместно построить фальшпол. Ах, да, кожаная мебель Ц тоже мембранный поглотитель и она тоже передает ощущения вибрации, возбуждающие слушателя. Нда...
Очевидно, возможно сконструировать поглотители для адресации проблем на специфических частотах на заказ. В ссылке [16] содержится расчетное пособие по диафрагменным поглотителям (стр. 172). Не забудьте расположить их в точках высокого давления моды, которую планируется задавить.
В концертном зале рассеяние помогает передать все звуки от всех инструментов, находящихся на сцене, всем слушателям в аудитории. Если бы рассеяние было полным, слушатели бы не знали, откуда приходят звуки, поэтому между прямыми, отраженными и рассеянными звуками должно быть определенное равновесие.
В системах сурраундного звука Dolby ProLogic требует низкой корреляции между звуками, достигающими ушей от спикеров сурраундных каналов, для того, чтобы сгенерировать чувство неопределенной пространственности. В системах THX электронная декорреляция между сигналами, посылаемыми в правый и левый сурраунд-спикеры, неплохо помогает, а если оные еще и двунаправленные противофазные лдипольные╗, то тогда совсем хорошо. Второй вариант является попыткой увеличить диффузию в звуковом поле. Акустически лмертвые╗ комнаты работают против этого стремления, а неоднородные отражающие поверхности и предметы в комнате Ц на него. К сожалению, фронтальным каналам действительно нужно лвидеть╗ относительно лмертвую╗ комнату, что порождает дилемму, удовлетворительное решение которой пока не найдено. Dolby Digital/AC3 и многоканальная музыка DTS призывают к введению пяти идентичных каналов и АС, по-видимому, лпризывая╗ таким образом к относительно мертвой комнате. С другой стороны, многоканальная музыка могла бы звучать гораздо лучше в умеренно живой комнате. Далее есть системы вроде Logic-7 (встречаются в продукции Lexicon, JBL Synthesis и Harman Kardon) и CitationТs 6 axis, которые нацелены прямо в самый корень проблемы Ц пяти каналов мало. Они добавляют каналы в задней части комнаты. Ну и так далее. А проблема пока так и остается нерешенной.
Обычные двухканальные стереосистемы представляют собой еще одну лконкретную╗ дилемму. Здесь АС варьируются от в высшей степени унидирекциональных, проходя через мультидирекциональные, и заканчивая всенаправленными. Каждая категория требует разного подхода к КдП и размещению. Предпочтениями слушателя пренебречь нельзя. Кому-то нравится иллюзия огромного пространства (относительно живая комната), кому-то Ц точнейшая лглубина сцены╗ (сравнительно мертвая комната).
Распространенным компромиссом является не принятие решения лпоглощать или отражать╗, а выбор в пользу рассеяния звука с помощью любого из имеющихся неоднородных устройств. Рассеиватель Ц это тщательно продуманный отражатель в том смысле, что он отсылает всякий поступающий сигнал во многих различных направлениях. Это хорошая идея, а рассеиватели занимают важное место в ассортименте акустических инструментов. Просто помните о том, что они все равно остаются отражателями, а энергия звука попросту перенаправляется. Стерео Ц это такая система, в которой хрупкие призрачные образы составляют значительную часть иллюзии. Я бывал в комнатах, где тысячи долларов были потрачены на рассеиватели, которые всего-навсего разрушали стереообраз, который все остальные устройства в сигнальном пути так старались сохранить. Хорошего понемножку...
Простейшим тестом является воспроизведение монофонического розового шума при одном и том же уровне через левую и правую АС. Для слушателя на оси симметрии результатом должен быть компактный слуховой образ прямо посередине между АС. Перемещение головы слегка влево или вправо должно приводить к симметричному повышению ляркости╗ звучания по мере того, как меняется акустическая переходная интерференция, а стереоось должна фиксироваться с большой точностью.
серьезные
расхождения
во мнениях
среди людей
имеют
тенденцию
исчезать!
Оказывается,
большинство
людей в
подавляющем
большинстве
случаев
любят одни и
те же звуки,
ненавидят
одни и те же
звуки по, в
основном,
одним и тем
же причинам.
Очевидно, что индивидуальные различия, конечно же, существуют. Самые серьезные из них заключаются в том, что слушатели со слуховыми отклонениями НЕ являются хорошими слушателями. Потеря слуха приводит к противоречивым и аберрантным мнениям. Практически к тому же приводит и ЧРЕЗМЕРНАЯ, аномальная острота, которой отличаются, например, многие музыканты. К счастью, по меньшей мере, 80% населения имеет нормальный слух. По крайней мере, нормальный в данном контексте. В остальном же основным дифференцирующим фактором является ОПЫТ. Люди, которые никогда не слушали критично, имеют проблемы со знанием того, что собственно слушать, и могут лпринести с собой╗ целую кучу самых разнообразных мнений Ц так сказать, лбагаж╗ слушания лсистем╗, немногим лучших, чем посредственные телевизоры, бумбоксы или авторадио. С учетом этого просто поразительно, как мало практики нужно этим людям, в разумном контексте, для того чтобы они, наконец, начали высказывать мнения, имеющие какой-то смысл. Памятуя об этом, при проведении тестов на прослушивание исследователи стараются работать с лобученными╗ слушателями, которые из практики знают, что слушать и как оценивать и комментировать то, что они слышат [20]. Дегустаторы вина учатся распознавать вкусы и запахи, и полагаться при этом на СЛЕПОЕ тестирование для того, чтобы сформировать заслуживающее доверия мнение. Так почему же в аудио должно быть по-другому?
Важное подтверждение тому, почему поступать так Ц более чем здраво, проистекает из исследований, в которых мнения слушателей соотносились с физическими измерениями. И взаимосвязь эта имеет глубокий смысл!
Рис.
22 Типичный результат измерения АЧХ на оси АС, которые получили различную лоценку╗ качества звучания в научно контролируемых тестах на прослушивание. |
Рис.
23 Стилизованные измерения осевой и внеосевой АЧХ двухполосной АС с 20-ти сантиметровым басовиком. |
Рис.
24 План комнаты, на котором АС лсмотрят╗ строго вперед Ц картина, которую наиболее часто можно увидеть в домах. В этом случае лнаилучшая╗ составляющая звука полностью проходит мимо слушателя и теряется в общем звуковом поле отражений комнаты. Если АС не отличаются постоянной направленностью, система даст окраску звучания, напрямую связанную с внеосевой лкривизной╗ АС. |
Рис.
25 Два первых звука, достигающих слушателя от АС, описанных на Рис. 24. Зная это, мы можем заключить, что большая часть оставшихся отраженных звуков, которые дойдут позднее, будет еще хуже. Это пример АС, которые просто не могут звучать нейтрально в обычной комнате, и которые в зависимости от их расположения и акустики пространства для прослушивания будут каждый раз вносить различную тембральную отсебятину. |
Рис.
26 Расчетная цель АС, которые могут ужиться с комнатой. Практические примеры, которые приближаются к лидеалу╗ невероятно близко. |
Рис.
27 Дорогая 3-х полосная АС, не отвечающая расчетной цели. Заметно старание производителей добиться гладкой и практически плоской осевой АЧХ. Однако не менее заметно, что разработчики не думали (или почти не думали) о внеосевом поведении. Толстая кривая в верхней части рисунка представляет собой комнатную кривую, измеренную с места слушателя в типовой комнате. Совершенно очевидно, что доминирует в ней внеосевая лкривизна╗ АС. АС звучат умеренно окрашено. |
На самом деле, если производитель АС подошел к вопросу действительно компетентно, то нет ничего такого, что можно было бы измерить в КдП, что позволило бы добиться какого-либо улучшения на СЧ и ВЧ. Кому-то это может показаться огульным утверждением, особенно теперь, когда в распоряжении имеются умные управляемые временными импульсами системы измерения (вроде MLSSA или TEF). Для таких людей я приведу один маленький пример.
Рис.
28 Измерения проводились в очень большой комнате, в которой АС и микрофон были подвешены вблизи центра пространства, обеспечивая лбезэховый╗ интервал в 17 мс до появления первого отражения. Принимая во внимание необходимость проводить измерения с расстояния, по меньшей мере, двух метров, можно смело утверждать, что наличие такого большого интервала в какой бы то ни было жилой комнате крайне маловероятно. Это временное окно транслируется в частотное разрешение порядка 60Гц, а это, в свою очередь, приводит к невозможности выявления измерительной системой наличия слышимых высокодобротных проблем на частотах ниже 3кГц. В эксперименте высокодобротный резонанс с промежутками присутствовал повсюду вплоть до нижней границы в 20Гц, но измерительная система оказалась не в состоянии увидеть их все. Многие же производители и большинство обозревателей аудиопродукции оперируют данными измерений, которые еще слабее, чем это. Вот, хотя бы, почему безэховые камеры еще не вышли из употребления. |
Очевидно, измерения должны проводиться с использованием надлежащего оборудования. А это совсем не то же самое, что лклассический╗, работающий в РРВ, третьоктавный анализатор с фиксированными частотами, пляшущими огоньками и перекрывающимися (т.е. дешевыми) фильтрами. Такие вещицы может быть и забавны, но в данном контексте измерительные приборы из них никудышные. На сегодняшний день существует несколько компьютерных альтернатив, таких как MLSSA, LMS, JBL SMAART или TEF, которые в состоянии выполнять куда как более серьезные задачи. Даже недорогие системы вполне адекватны.
В основе всего этого лежит необходимость быть в состоянии измерять то, что мы в состоянии слышать. Эксперименты показывают, что слушатели очень чувствительны к резонансам Ц как в самих АС, так и в комнатах [21]. Поэтому важно быть в состоянии идентифицировать наличие и значимость резонансов всех видов. Раз мы способны слышать высокодобротные (узкая полоса частот) резонансы, измерения должны проводиться с соответствующим разрешением Ц в противном случае их не будет видно. Можно однозначно сказать, что третьоктавного разрешения недостаточно.
Необходимо также убедиться в том, что возможно проводить пространственное усреднение, при котором можно провести измерения в ряде точек, скажем, в 4 или 5, в зоне прослушивания, а затем усреднить результаты. Этот полезный метод помогает идентифицировать резонансы и избежать заблуждений, связанных с эффектами акустической интерференции. Он также избавляет от кучи лтравы╗, которая выползает в измерениях с высоким разрешением. Если есть желание сгладить кривую Ц пожалуйста, но осторожно и после того, как измерения проведены, а результаты усреднены Ц ни в коем случае не до того.
К счастью, этого нетрудно избежать. Проще всего расположить сабвуфер(ы) в той же самой плоскости что и фронтальные АС. Если же сабвуферы должны располагаться вдали от фронтальных АС, то будет просто необходимо добиться того, чтобы звуковая мощность на частотах выше 70-80Гц ослаблялась очень быстро. В противном случае наш острый слух будет лнаводиться╗ на положение вуфера. Для этого потребуется электронный кроссовер с регулировкой крутизны (от 18 до 24 дБ на октаву).
Первое требование Ц обеспечение достаточного количества баса. Это определит количество и размер сабвуферов. Второе требование Ц обеспечение того, чтобы все главные слушатели слышали бас одинаково хорошо. Для этого достаточно включить повтор различных инструментовок баса и розового шума и походить по зоне прослушивания, прислушиваясь к местам лперегрева╗ и провалам в зоне действия. Раз работа системы так тесно связана с комнатной акустикой, такая ситуация требует значительного экспериментирования.
Всегда начинайте с того, что помещайте сабвуферы настолько близко в углы, насколько это возможно Ц это позволит использовать преимущества лдармового╗ усиления пространственных углов. Если баса слишком много и в распоряжении имеется эквалайзер, то для решения проблемы достаточно провести необходимые измерения и внести правильное ослабление. В результате будет меньше искажений и больше надежности. Если избыточный бас присутствует на одной или нескольких дискретных частотах, тогда не исключена возможность, что все дело в комнатных модах. Вот тут-то и начинается самое интересное...
И все же большие проблемы достижения хорошего звучания, существовавшие тогда, остались такими же и сегодня Ц АС и комнаты. Вот что сегодня лучше, так это наш инструментарий. В нашем распоряжении имеются действительно мощные, доступные, компьютеризированные измерительные системы, позволяющие нам легче идентифицировать наличие проблем в данной области. То же самое справедливо и для лабораторных условий, так что в результате АС тоже становятся лучше. Микросхемы DSP могут генерировать временные задержки и сложные фильтры, которые могут адресовать остаточные проблемы как в самих АС, так и в комнате после того, как они установлены.
Мы обладаем бОльшими научными знаниями о взаимосвязи между тем, что мы измеряем, и тем, что мы слышим, так что большая часть наших усилий может быть сфокусирована на достижении результата, а не на гадании, что же мы получим в результате. Мечта о психоакустически оптимизированной адаптивной системе, можно сказать, уже появилась на горизонте.
Да,
прогресс
имеет место
быть. Но путь
еще не
окончен.
Продолжение
следует.